«Няня» Флории Сиджизмонди, очевидно, вдохновленно классическим романом «Поворот винта». А ещё, само собой, большое значение для атмосферы киноленты сыграли готические кинематографические произведения: от грандиозного саундтрека и мрачных декораций до странноватых сексуальных оттенков — вполне амбициозный взгляд на клаустрофобию и концепцию триллера, в частности. С другой стороны, «Няня» вышла невероятно нечеткой: любопытный, на первый взгляд, триллер-хоррор-детектив-драма быстро разваливается под натиском скуки и двусмысленных психологический инсинуаций, подрывающих сам сторителлинг. Иными словами, напряжения в «Няне» отчаянно не хватает и то, что в чужих руках казалось бы провокационным, в этой картине выглядит приземленным и… банальным.
Учительница-гувернантка Кейт переезжает в большой особняк, чтобы заняться воспитанием семилетней Флоры, страдающей от психологической травмы из-за смерти родителей. Бывшая няня, кстати, вообще покинула страну из-за загадочных обстоятельств. Готическое поместье имеет свои темные тайны, запертые в холодных стенах. В доме также живет домработница, которая отнюдь не облегчает карьерный рост Кейт. Жуткий шепот по ночам и ужасные видения не пугают храбрую девушку, а вот нервы будут проверены на прочность 15-летним братом Флоры по имени Майлз, неожиданно вернувшимся из школы-интерната. Вскоре именно Майлз, капризный и избалованный подросток, начнет разводить слухи о призраках.
У «Няни» был значимый пример для подражания — «Невинные» Джейка Клейтона 1961-го года. Создатели добавили одну важную и, наверное, слегка пикантную деталь — центральным в «Няне» стал конфликт двух женских сил. Персонажи в лице Кейт и прислуги миссис Гроуз являются иллюстрациями, написанными широкими мазками. Вообще «Няня» — очень условный фильм, в который захотели добавить весьма сложных тем, но лишь царапнули поверхность: женщины могут действительно сходить с ума, если им не верить; или тема внутреннего отрицания сверхъестественных иррациональных вещей. Динамика отношений должна была стать первостепенной чертой «Няни», однако не может рассматриваться в качестве точки опоры фильма: скучность повествования и тягомотина вместо выяснения отношений сильно бьёт пол впечатлению.
Создатели пытались сыграть также на чувстве саспенса и тем не менее, даже его стилизовали с каким-то безвкусным эффектом. Внимание к деталям уступило место незначительным пустякам: без атмосферы и без тревоги. Эстетическая игра света и тени была заменена на какую-то серую бледность. Психологические компоненты? Их тоже заменили на ледяное и процедурное развитие событий.
Что касается актерской игры, то достаточно сложного (в теории) персонажа Кейтн актриса Маккензи Дэвис, увы, сводит до одномерной «королевы крика». Возможно, в этом была многогранная задумка сценаристов, вроде как обновление истории «Поворота винта» до весны 1994-го (единственное значение которого заключается в репортаже о самоубийстве Курта Кобейна в начале фильма), но надо быть честным — Дэвис просто схалтурила. Наш любимый пацан из «Очень странных дел» Финн Вулфард, похоже, также не смог найти ничего общего со своим образом, так что и ему пришлось лишить Майлза фактуры и оттенков. Положение лишь спасает Бруклин Пирс, напоминания, почему-то, о своей же роли из «Проекта Флориды».
Несмотря на талантливый актерский состав, немного густую атмосферу и неплохой производственный дизайн, «Няня» страдает от вялого сюжета и кульминации, время которой приходит в самый неожиданный момент. Кажется, при съемках были задействованы талантливые люди, однако до чего же кинолента самодовольна и неопрятна! Все это проваливается в одну за другой сюжетную дыру и неоднозначная заключительная последовательность сцен, вероятно, расстроит аудиторию, привыкшую к поискам глубинного смысла. «Няня» в итоге — слабый фильм, который решили сделать непостижимым для того, чтобы залатать отдельные нарративные недостатки, т. е. накинув одеяния «Начала» Нолана или «Других» Аменабара. У зрителей, правда, вряд ли возникнет чувство из разряда «
что мы только что посмотрели?», но… таков путь.
4 из 10