'Но люди не принимают те же слабости...'Режиссёр и сценарист, один из самых впечатляющих независимых постановщиков США, Ноа Баумбак считается любимцем в критической среде, но вот массовый зритель долго будет силиться, чтобы вспомнить хотя бы один фильм Баумбака. Хотя такие его ленты, как 'Кальмар и кит' (2005) с юным Джесси Айзенбергом и 'Милая Фрэнсис' (2012) с Гретой Гервиг в главной роли были отмечены наградами и номинациями на нескольких престижных кинопремиях. И всё же большого прорыва от Баумбака многие устали ждать, хоть и потенциал у него огромен. И вот всем скептикам и злопыхателям режиссёр ответил лентой 2019-го года под названием 'Брачная история'.
Такое идиллическое название не должно наводить на потенциального зрителя неверное толкование, а то можно ожидать какой-нибудь светлый и летний ромком. 'Брачная история' - это целиком и полностью драматическая история, которая психологическими корнями уходит в неспособность простить то, что ранее прощалось; история, которая наглядно демонстрирует ту нервную атмосферу, образовавшуюся во время сложного периода, когда брак на грани раскола; она показывает состояние исступления и какой-то необоснованной мстительности к человеку, с которым ещё совсем недавно делил ложе... В общем, это сложная, но с другой стороны обычная и чуть ли не повседневная история, показанная со стороны. Возможно, что 'Брачная история' станет для кого-то нравоучительным кино и кто-то поймёт какие действия всё же не стоит предпринимать, если уж некогда счастливый брак превратился в обузу и душа, царапая сердце, требует свободы.
И история мирового кинематографа не раз сталкивалась со случаями, когда режиссёры снимали что-то очень личное. Один из последних примеров - 'Однажды в... Голливуде' от Квентина Тарантино, ставший полюбовным оммажем 60-м годам прошлого столетия. Вот и Баумбак снимал свою 'Брачную историю', навеянную бракоразводным процессом практически десятилетней давности с актрисой Дженнифер Джэйсон Ли. Видимо, особая боль у Баумбака ушла, к тому же он живёт с Гретой Гервиг и не так давно стал отцом, так что пришла пора, так он решил, рассказать мир свой взгляд на долгий, мучительный и изнурительный путь по расходу.
Для этого он взял Адама Драйвера и Скарлетт Йоханссон. По сюжету он - успешный театральный постановщик и готовиться ставить свою пьесу на Бродвее, она - неплохая, талантливая актриса, которая решилась уехать из Нью-Йорка, где живёт с мужем, в Лос-Анджелес, где ей дали главную роль в амбициозном проекте. Это и стало импульсом к расколу внутри некогда прекрасной творческой семьи. Надо сказать, что лучше и не придумаешь для 'Брачной истории', ведь Йоханссон действительно в своё время металась между двумя этими городами, выстраивая свою карьеру. Возможно, что Баумбак специально немного подкорректировал свой сценарий к 'Брачной истории', чтобы Скарлетт было легче воплощать образ, беря пример с собственной себя.
И играют Драйвер и Йоханссон на высоте. Их скандал так и стоит перед глазами, а хлёсткие обиды, переросшие в неконтролируемый гнев так и звенят в ушах, это было действительно страшно, как и реалистично. Всегда бы хотелось, чтобы таких сцен никогда в жизни не было. Хорошо делают свою работу актёры второго плана. Например, Лора Дерн за роль адвоката героини Йоханссон на бракоразводном процессе, получила 'Оскара' и, надо сказать, вполне заслуженно, такую стерву ещё поискать надо, её надменность, желание посильнее ужалить и буквально растоптать оппонента, ей способность вывести из состояния равновесия любого двумя фразами - это многого стоит, но жить с такой змеёй рядом - крайне опасно, может пустить яд мгновенно. Хорош и Рэй Лиотта, но в экспрессии он уступал Лоре Дерн, но это, ещё раз скажу, заслуга самой актрисы так передать уничтожающий всё персонаж.
И особого упоминания заслуживает финал ленты. Нет, я не буду рассказывать, что там произошло, но он стоил того, чтобы пересмотреть его несколько раз, ведь он даёт возможность поверить в людей, поверить, что обо всех высказанных ранее обидных словах, угрозах, претензиях уже успели пожалеть, а другой человек смог за это простить... В общем, 'Брачная история' - это история о многих людях, о супружеских парах, рассказанная горьким слогом, но в тоже время дающая всем философскую мысль, что кое-где надо себя сдерживать и уметь прислушиваться к своей второй половинке. И финалом, наверное, Баумбак хотел сказать: 'Будьте счастливы!', чего и я вам всем искренне желаю. А фильм заслуживает просмотра, он действительно на данный момент - лучшая работа Баумбака, а Драйвер, Йоханссон, Дерн и Лиотта делают ленту многозначительной и такой социальной.
8 из 10