Давай разведёмся!Режиссёр Ноа Баумбак (что примечательно — коренной нью-йоркец) — знаменитый постановщик «хипстерского» сегмента независимого американского кино, а также соавтор сценариев фильмов Уэса Андерсона «Водная жизнь» и «Бесподобный мистер Фокс».
«Брачная история» для опытного постановщика стала той работой, в которой автора (помимо режиссуры Баумбак выступил ещё как автор сценария и продюсер) уж точно нельзя обвинить в незнании материала — в настоящее время Ноа женат на режиссёре Грете Гервиг — авторе свежей экранизации «Маленьких женщин», о которой мы писали в прошлом выпуске (первой женой режиссёра также была актриса — Дженнифер Джейсон Ли, запомнившаяся нам по «Омерзительной восьмёрке» Квентина Тарантино).
По той же причине не менее любопытным оказывается и факт перекликающихся настроений в последних фильмах режиссёров-супругов. И «Маленькие женщины», и «Брачная история», по сути остающиеся мелодрамами, выводят этот не особо почитаемый жанр в пространство по-настоящему высоких смыслов и крепкого мастерства. И, конечно, оба фильма оказались до ужаса трогательными.
Баумбак и Гервиг таким образом становятся участниками некой новой волны американского независимого кино — и Грета и Ноа делают фильмы так, как не принято, и за что сразу размазывают по стенке во всех киношколах — т.е. с обилием диалогов и недостатком внешних действий. Если бы не мастерство режиссёров, такие лоу-концепт проекты непременно оказались бы провальными.
Главные роли «Брачной истории» — уставших друг от друга супругов Николь и Чарли, исполняют актёры Скарлетт Йоханссон и Адам Драйвер, широкой публике больше известные по своим «блокбастерным» ролям. Так, Йоханссон сыграла супер-шпионку Наташу Романофф в фильмах кинематографической вселенной Marvel (уже весной мы увидим её сольный фильм).
В «Брачной истории» Скарлетт возвращается к своему изначальному амплуа — сильной драматической актрисы (напомним, что помимо роли рыжеволосой шпионки русского происхождения, артистка сотрудничала, на секундочку, с братьями Коэн, Вуди Алленом, Софией Копполой, Спайком Джонсом и пр.).
Но одной Йоханссон в истории о разводе было бы мало, и роль мужа не менее блистательно отыгрывает её партнёр Адам Драйвер. Мейнстримную часть его карьеры представляет участие артиста в новейшей трилогии «Звёздных войн» в роли злодея Кайло Рена, а драматическую — сотрудничество с режиссёрами Джимом Джармушом, Мартином Скорсезе и (ого!) Терри Гиллиамом.
Баланс сил в этом мощнейшем актёрском дуэте соблюдён просто удивительно — оба артиста проделали потрясающую работу, при этом ни разу не перетянув внимание зрителей в свою сторону.
Это удивительное равновесие работы актёров становится важным моментом для посыла и идеи фильма, ведь вся фабула в «Брачной истории» мастерски подаётся с точки зрения обоих её участников — понять, кто из супругов в этом фильме является главным героем и с чьей точки зрения мы должны её воспринимать — останется непонятным до самого конца.
Что касается ласковой, даже «домашней» атмосферы фильма, то её не в последнюю очередь создаёт работа оператора Робби Райана (номинация на «Оскар» за работу на «Фаворитке» Йоргоса Лантимоса), который снимал «Брачную историю» на 35-миллиметровый Kodak. Впрочем, из-за повышенной зернистости её легко можно принять за настоящие 16 мм, а сам фильм из-за нестандартного стиля съёмки и соотношения сторон местами напоминает любительскую съёмку из 80-х или недорогую ретро-документалистику.
«Брачная история» сделана неброско, даже довольно скромно (не в плане недостатка бюджетных средств, а скорее говоря о «характере» фильма), но цели быть сверх-впечатляющей картина себе и не ставила. Удивительного мастерства диалоговая драматургия и тончайшая работа актёров делают своё дело, и выйти из этого фильма для чувствующего и думающего зрителя окажется куда сложнее, чем в него погрузиться.
О финансовой успешности «Брачной истории» говорить трудно: при предполагаемом бюджете в 18 с лишним миллионов долларов, ограниченный прокат принёс фильму Баумбаха жалкие 323 тысячи (сборы «Маленьких женщин» Гервиг в широком мировом прокате, тем временем, перевалили уже за 160 миллионов — правда, и стоил он в два раза дороже). А Netflix, как всегда, свои финансовые показатели старательно скрывает.
Судьба фильма Баумбаха на Оскаре также сложилась весьма скромно — одна статуэтка Лоре Дерн из шести номинаций (Драйвер и Йоханссон уступили, соответственно — Хоакину Фениксу и Рене Зеллвегер, а лучшим фильмом неожиданно были названы южнокорейские «Паразиты»).
Грете Гервиг, впрочем, повезло ещё меньше — её «Маленькие женщины» получили лишь одну статуэтку за лучшие костюмы (всегдашняя номинация для исторических фильмов).
Кстати, противостояния супругов ('Брачная история» соревновалась с «Маленькими женщинами» в нескольких номинациях, в том числе — за «Лучший фильм») на церемонии вручения наград от Академии не было уже давно (последний приметный случай — Джеймс Кэмерон с «Аватаром» против бывшей жены Кэтрин Бигелоу с «Повелителем бури» — Кэмерон тогда проиграл), и сидящие рядом на церемонии вручения Гервиг и Баумбак выглядели чертовски очаровательно. Таким удивительным образом кино становится жизнью, а жизнь — кино. Наверное, так и должно случаться с талантливыми людьми.
P.S. И да, кстати — по возможности непременно переезжайте жить в Лос-Анджелес. Говорят, там очень просторно.
9 из 10