6 декабря 2019 года на Нетфликсе вышла вторая по значимости и ожидаемости картина года после Скорсезе - “Брачная история” под режиссурой Ноа Баумбаха. Восторженно встреченная в Венеции, лента добралась и до домашнего зрителя, для которого, прежде всего, она и была снята.
Отношения в семье между мужчиной и женщиной очень часто становились примером исследования режиссёров. Бергман в очередной своей фазе был наиболее творчески подкованным, Кассаветис наиболее впитывающим, Вуди Аллен привычно иронизирующим, недавний режиссёрский дебют Пола Дано чуть более медвежьим, но таким же трогательным. Баумбах пошёл через процесс развода. В центре повествования семья из театрального режиссёра и его актрисы в исполнении Адама Драйвера и Скарлетт Йоханссон, у которых есть маленький ребёнок и которые в процессе сохраняющейся любви друг к другу разводятся просто от усталости семейной жизни. Основной же причиной выступают рабоче-социальные обстоятельства - герою Драйвера выгоднее работать в Нью-Йорке, как и жить в его мегаполисе, героиня Йоханссон мечтает остаться в Калифорнии, где ей вновь предлагают кинороли и где находятся все её родственники. Договорённости о тихом-мирном расходе нарушаются, когда пара не может определить, где будет комфортнее обитать их сыну, а в игру вступают знакомые адвокаты, которые всеми своими низшими и безпринципными качествами пытаются разрушить взаимопонимание и дружеские отношения расходящихся.
Факт того, что данная лента является одним из претендентов на большие кинонаграды в сезоне и получила большую поддержку кинокритиков, достаточно объективен. А также искренне радостен, особенно в том плане, что киноиндустрия пока ещё может отражать человека и его взаимоотношения, а не работать на разжёванный одномоментный всплеск эмоций от радужной бессознательной миниатюры. Есть надежда на то, что общество будет строится на отношении, присущем героям, а не принимать маски обезличенной адвокатуры, категорично и яростно борющейся за необходимость одиночества.
Баумбах трогателен и ироничен, только в своей неповторимой безмолвной фазе. Процент его иронии в “Брачной истории” минимален, отдавая должное сентиментальности и душещипательности. Его режиссура отлично сочетается с выражением лица Адама Драйвера - простое, и в то же время многозначительное, кажется, ничего не понимающее и обескураженное, но впитывающее и перерабатывающая всё с ним происходящее до малейших деталей. Для Баумбаха не характерны выбросы эмоций - единственный всплеск наступает под самый финал картины, и связан лишь с опустошённостью героев, которые не могут найти ответа, устраивающего и себя, и партнёра. Остальное время они проводят наедине с собой, привыкая к одиночеству, но отказываясь признавать его. Им не избежать дискомфорта ещё и потому, что они чувствуют ответственность за одиночество своего бывшего партнёра.
Также дискомфортно и зрителю, который вынужден позиционировать себя относительно экранных персонажей и большую часть фильма оценивать собственную жизнь, отождествляя себя с их поступками. В силу гендерных различий, нисколько не визуальных, а заключённых в мировоззрении, расположение делиться на привычные Ж к Ж, М к М. Однако, исключительно так же, как и герои, зритель вынужден пробираться сквозь стадию “перехода”. Иначе говоря, ему придётся встать на сторону оппонента, и заглянуть с её или его положения вещей. Во многом, прелесть нового Баумбаха именно в этом. Нью-Йорк так же хорош, как и Лос-Анджелес.
Отдаляется же зритель лишь в профессиональном уровне - режиссёров и актрис не так уж много, а противоречия по смене места жительства для российской действительности и вовсе не такие равнозначные. Однако здесь всё можно объяснить и наглядностью такой пары, и привычкой американской киноиндустрии создавать привлекательных героев достатка выше среднего, и особенно личным опытом господина Ноа Баумбаха, в своей жизни через развод прошедшего, причём, при внешне напоминающих обстоятельствах.
Поэтому всему можно верить. Даже больше - хочется и требуется верить. Драйвер и Йоханнсон безумно убедительны в отражении обычного человеческого нутра, которое мается больше, чем решает и действует. Возможно, их разногласия стали лишь временным барьером, перед которым они застряли в нерешительности, и решили обойти который каждый со своей стороны.
9.12.2019