«Брачная история»: развод как повод поговорить о любвиКамерный и по-преимуществу актерский фильм Ноа Баумбаха (по жанру драма, а скорее мелодрама с элементами комедии и даже мюзикла) о разводе в семье театрального режиссера (Адам Драйвер) и актрисы (Скарлетт Йоханссон) с осложнениями в виде выяснения отношений, состязания адвокатов, борьбы за опеку над ребенком и разъезда в разные концы страны (чем не географическая метафора отчуждения?). При этом явное намерение режиссера — показать через призму развода историю любви, о чем свидетельствуют не только регулярно обнаруживаемые артефакты былых любовных отношений, но также используемый в функции экспозиции список хороших качеств друг друга, составленный разводящимися родителями по заданию семейного психолога.
Что касается причин распада брака, то опосредованная информация об этом поступает из взаимных претензий враждующих сторон, выражаемых в основном в терминах недовольства статусом. Но как часто бывает с подобными запоздалыми играми в доминирование, каждый называет удобные ему вехи, а не причины — последние, если вообще существуют, распределены множеством решений и мелких изменений по длительному процессу, в ходе которого близкие люди постепенно становятся чужими и перестают искать согласия.
Впрочем, фильмы не объясняют, а показывают. К тому же многое объяснять не нужно, если задан контекст и есть такие фильмы-предшественники. К примеру, о расплывчатости гендерных ролей и праве женщины на что-то помимо брака уже было художественно сообщено массовому зрителю (в том числе советскому) фильмом “Крамер против Крамера”, который в “Брачной истории” не только повторяется сюжетно и композиционно, но и почти буквально цитируется в отдельных эпизодах. Самый известный авторский фильм о распаде семьи, “Сцены из супружеской жизни” Ингмара Бергмана “проявляется” в “Брачной истории” в виде фотографии супругов, занятых в одноименной театральной постановке. Вспоминаются и похожие фильмы Вуди Аллена “Энни Холл” и “Мужья и жены”, которые кажутся комедийными инверсиями “бракоразводных” фильмов Бергмана.
Кроме того, о дисфункциональной семье сам Баумбах едва не снял сериал (по роману Джонатана Франзена “Поправки”), а раньше уже снимал хорошее кино (“Кальмар и кит”, “Марго на свадьбе”), правда, в “Брачной истории” значительно меньше героев, больше симметрии (нельзя сказать, кто из супругов сильнее виноват в разводе), экономней сюжет, рельефней оппозиции (мужчина/женщина, отец/мать, театр/кино, Нью-Йорк/Лос-Анджелес), отчего фильм начинает походить на притчу. Удивительно, но при таком обилии цитат, влияний и аллюзий “Брачная история” остается самостоятельной, ладно скроенной, волнующей и свежей картиной.
9 из 10