Сериал по каналу 'Россия'В преддверии 'Оскара' возникает необходимость посмотреть пропущенные по какой-либо причине 'главные' фильмы минувшего года, номинированные на наибольшее количество премий — так я и добрался наконец до 'Брачной истории' Ноа Баумбака.
Нет в мире кинематографа ничего хуже, чем не просто плохое, а плохое, но претенциозное кино: то есть такое, которое пытается казаться глубокомысленным и актуальным, будучи по своей сути обыкновенной посредственностью. В основе сюжета 'Брачной истории' — неудачный брак персонажей Скарлетт Йоханссон и Адама Драйвера, который разваливается на глазах у зрителя, доставляя немало проблем обеим сторонам. Вектор развития, выбранный режиссёром, становится очевиден с первых же сцен: показать, как в супругах, замалчивающих претензии друг к другу, постепенно копится негатив; как он впоследствии выплёскивается наружу, разрушая брак; как от этого страдают они сами и их близкие, в особенности — дети; ну и так далее. Встающие перед персонажами в ходе повествования невзгоды должны были бы в конечном итоге привести к изменениям в их мировоззрении, отношении к ситуации, к осознанию ими чего-либо или к потере ими чего-то, что они уже не смогут вернуть. Такая концепция работала бы.
Но фильм Баумбака не работает совершенно. Это нудное, затянутое кино о людях, которые сами себе на ровном месте создают проблемы и страдают от них, причём подано это так, что поведение персонажей вызывает не сопереживание и понимание, а, скорее, реакцию в духе 'ну вы и тупые...'. Повествование монотонное, лишённое динамики, напоминающее среднестатистический сериал по каналу 'Россия', но с той разницей, что в этих бесконечных 'Обручальных кольцах' и иже с ним с персонажами и то происходит больше перемен, а их действия приводят хоть к каким-то последствиям. Здесь же все тяготы, выпадающие на долю главных героев, НИКАК не меняют их отношение к ситуации, никак не меняют их поведение, никак не влияют на их решения. Режиссёр никоим образом не показывает всю разрушительную силу аналогичных конфликтов, поскольку всё, произошедшее в течение фильма, на основных действующих лицах не сказывается (обойдусь без конкретных примеров, поскольку их уже можно будет рассматривать как спойлеры). Более того: в противовес недавней 'Нелюбви' Звягинцева (тоже очень посредственной, но по другим причинам), где слишком много времени уделялось очевидной мысли, что в конфликтах между родителями всегда страдают дети, в данном опусе сын разводящейся и активно скандалящей пары ВООБЩЕ никак не реагирует на их развод: ему решительно всё равно, ни в одной сцене мальчик не показывает своей обеспокоенности, не спрашивает у родителей причин. Конечно, вкупе с тем, что в восемь лет он не умеет читать и получает награды за то, что сходил по-большому, можно подумать, что он страдает каким-то психическим расстройством, но, поскольку в самом фильме об этом ничего не сказано, для зрителя это не так, а потому поведение ребёнка смотрится в высшей степени странно и неестественно, да ещё и не способствует раскрытию затронутой темы.
Складывается впечатление, что сценарий писался, как принято выражаться, на коленке. В финале есть сцена, которую, опять же, не описать без спойлеров, но, если вкратце, в ней ребёнок СЛУЧАЙНО находит вещь, которую, видимо, СЛУЧАЙНО оставляет на видном месте героиня Скарлетт Йоханссон и в которой СЛУЧАЙНО изложено то, что очень важно для героя Адама Драйвера, который СЛУЧАЙНО именно в этот момент пришёл домой к бывшей жене, и, судя по монтажу, музыке и композиции, этот момент подразумевается как кульминационный. Когда в обычной бытовой драме для создания подобного кульминационного момента используется так много 'богов из машины' — это о чём-то, да говорит.
Впрочем, конечно, если проводить и дальше параллель с сериалами по 'России', следует сказать, что в плане актёрской игры всем, кто задействован в 'Брачной истории', далеко до жутких переигрываний отечественных непризнанных звёзд: все играют от 'неплохо' до 'хорошо', но никто не поражает и не прыгает выше головы, а потому аж три актёрские номинации на 'Оскар' выглядят так же странно, как номинации в других категориях. Иронично, но более всего запоминаются как раз персонажи, исполнители которых — Рэй Лиотта и Алан Алда — не были номинированы, а причина проста: обоим дали слишком мало экранного времени, причём их роли по сути похожи и могли бы быть объединены, что принесло бы одному из них заслуженную номинацию. Мастерский подход, ничего не скажешь.
По итогу получается картина, идущая больше двух часов и не раскрывающая за это время ни одну из поднятых проблем. Отдельные сцены вышли удачно (например, перепалка Лиотты и Дёрн в суде и последовавший за ней скандал супругов), но общее впечатление... не сказать даже, что испорчено какими-то недостатками, нет — оно просто отсутствует. Фильм лишён целостности, не вовлекает зрителя в повествование, не заставляет верить в происходящее, и, в итоге, не стоит потраченного времени.
5 из 10