Миллион номинаций, в сумме пара побед на Оскаре и Золотом Глобусе, высочайшие оценки критиков. В «Истории о супружестве» или как иногда переводят «Брачной истории» мало того, что могло бы содержать обычное кино — это странная летопись, которая цепляет не типичными приёмами, а целостностью персонажей и всей истории.
Зрителя интегрируют в действие прямо перед разводом, а заканчивается картина после всех процессов. Самый лёгкий способ ввести персонажей в ленту: просто зачитать их хорошие качества, однако Ноа Баумбак элегантно оборачивает их во взаимные письма супругов друг о друге. Первая мысль, возникающая после открывающей сцены: это ведь два замечательных человека, и им нет повода расставаться, но реальность, как обычно, сталкивает качества героев с их амбициями и обстоятельствами. Кажется, что последовательно режиссёр заставляет встать на сторону то Скарлетт Йоханссон, то Адама Драйвера, и хотя он больше сочувствует жене, главный герой всё же Чарли: он втянут одновременно в конфликт с женой и с сыном, чему, собственно, посвящена вся картина.
У фильма получается побывать в разных сеттингах: герои успевают навести суету в суде, устроить домашний скандал, Адам Драйвер мучается от холодности ребёнка, а Скарлетт Йоханссон ищет возможность стать свободной. И всё это представляет собой скорее набор сцен, хорошо проработанных, но в своей сути в фильме ничего нет, и для искателей сильной драмы, уморительной комедии, пугающих триллеров — здесь не найдётся лакомого кусочка. По факту, лента может оказаться невероятно скучной для некоторых лиц, но даже в этом она хороша, потому что умудряется покорять новые горизонты даже внутри себя — так сцена, в которой Чарли рассказывает про диван, становится своеобразной шуткой для зрителя, ведь, казалось бы, ещё скучнее уже нельзя. Даже нравоучительность и посыл здесь сложно найти: кино сбрасывает с себя эту ответственность, и выводы каждый делает сам за себя, хотя их и можно найти в музыкальных номерах.
Лента отлично показывает двух запутавшихся, напуганных и потерявшихся людей и то, как они по-разному выходят из кризисной ситуации. И, кажется, одна из главных вещей, что заставляет смотреть фильм — это противопоставления, которые пронизывают всю картину даже на уровне мелочей: вот семейные фотографии в доме в Лос Анжелесе в начале, а вот в конце; вот музыкальный номер от Скарлетт Йоханссон, а вот от Адама Драйвера; вот сколько Генри собрал конфет с мамой, а вот сколько с папой; вот просторный Лос-Анджелес с большими офисами, а вот людный и клаустрофобный Нью-Йорк; героиня Скарлетт Йоханссон никогда не закрывает дверцы шкафчиков, но она спать может, не закрыв ворота; и ещё куча мелочей, которые делают просмотр более приятным. Это, забавные сцены и цельные персонажи — то, ради чего стоит смотреть ленту, но никак не ради увлекающего сюжета и большого эмоционального давления на зрителя.
Адам Драйвер и Скарлетт Йоханссон — прекрасный дуэт, которым досталось сыграть действительно сложных людей, прежде всего потому, что фильм нацелен на этих персонажей, чтобы раскрыть их с каждой стороны. В особенности хочется отметить Адама Драйвера, который иногда (хоть и редко) выдавал эмоции, которые, кажется, просто невозможно сыграть. Я удивлён, как ни первый, ни вторая не получили ни одной награды за свой перформанс, даже со скидкой на высокую конкуренцию. Ладно, Хоакин Феникс объективно больше страдал физически, но по объёму показанной актёрской игры и её качества, на мой взгляд, Адам Драйвер переиграл Феникса.
Если вы устали от вечного нагнетания конфликта, пафоса и претенциозности и хотите 2 часа провести в непринуждённой, но серьёзной обстановке, когда лента не обязывает вас ни к чему, и её можно выключить в любой момент, забыть о ней, но потом включить и просто кайфовать, то, вероятно, это «Брачная история» — это отличный вариант, потому что она не делает упор на классические аспекты кино. Если же вас заинтересовали только хайлайты из картины, то стоит пройти мимо.