Испытание любовью.Невероятно красочная, полная эмоциональных речей, смешных и одновременно трагичных ситуаций, с по-настоящему театральной, будто приближенной к публике игрой всех без исключения актёров, «Брачная история» почти не способна оставить равнодушным сентиментального зрителя.
Трудности семейной жизни, супружеские конфликты, бракоразводный процесс – эти вечно актуальные для кинематографа вопросы в разное время становились предметом исследования режиссёров самых разных мастей и жанров.
«Развод по-итальянски», «Сцены из супружеской жизни», «Крамер против Крамера», «С любимыми не расставайтесь», «Война супругов Роуз», «Дорога перемен», «Развод Надера и Симин», «Развод в большом городе» - какая ещё тема вызвала к жизни столь много разнообразных по форме и содержанию, но при этом широко известных и любимых многими картин?
Здесь, кажется, уже просто невозможно было придумать и снять что-то новое и увлекательное.
Но у Ноа Баумбака не только получилось это сделать, но удалось сделать свежо, иронично и нетривиально.
Мне думается, я даже могу понять тех людей, которым этот фильм пришёлся не по душе. Подобно профессиональной деятельности главных героев, которая проходит на театральных подмостках, история их развода, показанная в фильме, тоже предстаёт как своего рода театральная постановка. Порою кажется, что Чарли и Николь просто играют с нами, зрителями.
На протяжении большей части фильма они смотрятся почти идеальной парой. Да что там говорить – у них даже черты лица и манера говорить похожие! Безусловная заслуга создателей картины – в блестящем подборе актёров на главные роли и в их невероятной сочетаемости.
У них даже адвокаты – одинаковые стервецы и акулы, готовые, мило улыбаясь, разорвать своего противника на части! И вновь отмечу отличный подбор актёров и столь же невероятную их схожесть.
Где же здесь неразрешимые противоречия между героями? Откуда вдруг на экране возникают шекспировские страсти между двумя, казалось бы, столь тепло относящимися друг к другу людьми? Неужто из-за одного лишь желания творческой самореализации и профессионального эгоизма каждого из персонажей? На первый взгляд, мало, слишком мало. У главных героев даже письма друг о друге в момент расставания выглядят как признания в любви.
Однако то, что многим из нас кажется нереальным и малозначительным, совсем иначе предстаёт для натур творческих, импульсивных и где-то не слишком взрослых. Ведь, в сущности, фильм Баумбака – кино про двух прекрасных и одарённых детей лет этак 30 от роду, чей восьмилетний сын порой выглядит гораздо более разумным и естественным, чем они сами.
Возможно, будь рядом с ними постоянно такой человек, как первый адвокат Чарли, которого сыграл 82-летний Алан Алда, он своей мудростью и участием помог бы «детям» повзрослеть, научиться слушать и слышать друг друга и преодолевать семейные трудности, которые вовсе не выглядят неразрешимыми.
Но мир, который демонстрирует в своём фильме Баумбак, к сожалению, состоит в основном из таких же эгоистов (адвокаты Нора и Джей) да великовозрастных детей (мать Николь или подружка Чарли), которые, скорее, позволят главным героям стать участниками очередных трагикомичных мизансцен, чем помогут разрешить внутрисемейные проблемы.
В отличие от малолетних Мэйзи и Билли из «Развода в большом городе» и «Крамер против Крамера», главным пострадавшим в семейном конфликте здесь видится даже не ребёнок, а сами Чарли и Николь, которые, подобно маленьким детям, обречены на то, чтобы всю оставшуюся жизнь сомневаться в правильности сделанного выбора и продолжать анализировать свои чувства друг к другу.
Их сын Генри, читающий письмо матери об отце, кажется, вполне способен в будущем не повторить ошибок своих родителей, а вот история Чарли и Николь вовсе не выглядит законченной, несмотря на все нелицеприятные слова главного героя в адрес своей супруги и сделанный ею выбор. Слишком многое объединяет бывших супругов, чтобы их развод не походил на антракт в фантасмагорической и готовой открыться новым увлекательным действом театральной премьере.
Баумбак с актёрами создали здесь настоящую феерию из чувств и эмоций, будто обращаясь к зрителю со словами У. Шекспира:
«Если у вас есть слезы, приготовьтесь пролить их». Но садясь перед экраном, не спешите доставать платки: возможно, у вас найдётся куда больше поводов, чтобы посмеяться над этой историей вместе с её милыми, но незадачливыми героями.
9 из 10