Разговорный блокбастерЧерта, которая делает Чарли и Николь похожими друг на друга и, одновременно, разводит по разным углам супружеского ринга — неумение проигрывать. Эти два неуверенных в себе человека, она — однажды блеснувшая в кино потомственная актриса из Лос Анджелеса, и он — переехавший из Индианы в Нью-Йорк, но уже плодотворно пустивший корни, театральный режиссер, променивают семейную битву на полях монополии на бракоразводное сражение. С виду два интеллигентных человека, Чарли — заботливый отец, его не поставишь в один ряд с мерзавцами, а Николь никак не назовешь стервой, она лучше Чарли знает, какой ему нужен обед, пусть ситуация и не располагает к дружелюбию, жаждут любви и признания от мира больше, чем друг от друга. Скарлетт Йоханссон такая настоящая в сцене, когда она первый раз посещает Нору, своего будущего адвоката, ведь она не собиралась ее нанимать, ведь все можно было решить в кабинете психолога, но жизнь она такая угловатая штука, не знаешь каким углом она к тебе повернется и на чьем плече найдешь опору для слез и заниженной самооценки.
Ноа Баумбак не видит причин для обвинений. В «Брачной истории» он воплотил свой лучший сценарий и, лично для меня, доказал, что без женского вмешательства в текст создает очень личную и в то же время такую близкую для миллионов людей историю. Кинематограф знал и знает множество режиссеров способных создавать на экране завораживающие воображение истории без вкрапления сублимированных мотивов. Баумбак не из их числа. Прорывом в Голливуде для него стала работа в качестве соавтора над картиной Уэса Андерсона «Водная жизнь». Кажется, что он почувствовал, что умеет летать и уже через год сотворяет «Кальмара и кита», очень личную для Баумбака ленту. Премия Сандэнс, номинации на Оскар и Золотой глобус. В среде кинематографистов говорят о новом голосе американского независимого кино. «Она моя любимая актриса», - говорит Ноа Баумбак через героя Адама Драйвера о своей бывшей жене Дженнифер Джейсон Ли, воплощенной телесно в «Брачной истории» посредством Скарлетт Йоханссон. Откровенно, она не стала той музой для него, какими были Джульетта Мазина для Феллини или Миа Фэрроу для Вуди Аллена. Не слишком уверенного в собственном почерке автора скосил неудачный брак с известной актрисой, это видно невооруженным глазом, достаточно взглянуть на его фильмографию. Хипстерские набеги, которые он совершает совместно с Гретой Гервиг, выглядят черновыми зарисовками, в них много богемной жизни и Нью-Йорка, тягучих размышлений о том о сем, а цельности и зрелости, а главное — уверенности в этих картинах ноль.
«Брачная история» создана на выдохе. Баумбак не бежит стометровку или более сложный забег на 1,5 тысячи метров. В «Брачной истории» Баумбак — прожженный марафонец с отлаженным дыханием и стальными нервами. Впервые за его небольшую фильмографию я увидела любовь автора к своим героям. В этом фильме нет явного зла. Есть люди, которые представляют систему, харизматичные и эффектные в своих ролях Рэй Лиотта (как же ты мог забыть обо мне, Мартин!) и Лора Дерн, которую не назовешь красавицей, но черт возьми, с каждой новой ролью она только молодеет и набирается необузданной сексуальности. Есть запутавшиеся в своих амбициях бывшие супруги, отчаянно пытающиеся остаться настоящими родителями для своего единственного сына. Что мне понравилось в «Брачной истории» так это то, что линия как бы травмированного детства Генри оказалась никак не вписана в сюжет. И это не выглядит пустотой, «Брачная история» не теряет форму, в ней все остается прямо пропорциональным благодаря одному факту. Чарли и Николь остаются глубоко любящими и уважающими друг друга родителями. Приятно наблюдать, что вудиалленовские фрейдистские подтексты, пусть и рассказанные с долей сарказма, отошли на второй план и, говорю это с надеждой, уже покрываются слоем пыли.
Конечно, «Брачная история» не создает впечатления, что родилась она второпях и воспоминания о ее реальном прототипе еще не зажили и умеют причинять боль. Если бы Баумбак снял фильм последыш, когда раны от расставания еще обнажены, его собственная фильмография пополнилась бы еще одним эмоциональным и невнятным произведением. Нет, «Брачная история» это упертый труд многих лет, в течении которых было много вычеркнутых слов, выброшенных в мусорную корзину, все это для того, чтобы на свет появился разговорный экшн. Два с четвертью часа Баумбак держит зрителя перед экраном не с помощью дорогостоящих спецэффектов, а благодаря шикарным диалогам, талантливым актерам, сумевшим создать между собой психологическую химию, и вроде бы такая скучная бытовая история о том, как двое жителей мегаполиса разводились, становится объемной одухотворенной картиной, в которой так хочется увидеть собственное отражение. Мне не представлялось случая, но, если бы так однажды случилось, очень бы хотелось, чтобы мой бывший муж снял для меня такое необъятное признание в любви. Погруженному в собственный мир герою Адама Драйвера и не нужно ни в чем признаваться, за него это сделал Ноа Баумбак, который взаправду доказал, что умеет создавать вокруг себя семью и каждый герой для него важен. Без участия Мерритт Уивер (сестра Николь), Джули Хэгерти (мама Николь, благодарение Богу, что на свете существуют субтитры), вышеупомянутые Рэй и Лора, а также душевный Алан Алда и Уоллес Шоун, придумавший похабную шутку про Кэтрин Хепберн, «Брачная история» выглядела бы камерной, блеклой и узконаправленной на то, что ее пожалели. Сценой, в которой герой Драйвера исполняет совсем не случайную песню Стивена Сондхайма «Being Alive”, Баумбак раздвигает границы — в этой жизни не о чем жалеть, кроме полнейшего одиночества.