История бракаСовсем недавно, спустя несколько дней после «Ирландца» Мартина Скорсезе на Netflix вышла, пожалуй, вторая по значимости картина года для стримингового сервиса – «Брачная история» Ноа Баумбаха. Массовый зритель с творчеством Баумбаха едва ли знаком. Среди его режиссерских проектов наиболее известными являются: «Кальмар и кот» (единственная номинация Баумбаха на Оскар за «Лучший оригинальный сценарий»), «История семьи Майровиц» и «Милая Фрэнсис». В числе сценарных работ можно найти «Бесподобного мистера Фокса» в сотрудничестве с Уэсом Андерсоном и третий «Мадагаскар». И вот в этом году Баумбах пишет и снимает «Брачную историю», вероятно, главную свою работу на сегодняшний день. Премьера ленты состоялась на Венецианском кинофестивале, но жюри ее так и не выбрало победителем ни в одной из категорий основного конкурса. Впрочем, в наградном сезоне у «Брачной истории» шансов куда больше. Что сделало фильм конкурентоспособным на фоне других значимых картин года и почему лента так ярко отражается в зрительских сердцах? Разбираемся вместе.
Открывающая сцена «Брачной истории» изящно представляет зрителю главных героев, супружескую пару – Чарли (Адам Драйвер) и Николь (Скарлетт Йоханссон) – глазами друг друга. Николь – внимательная, смелая, чувствительная девушка, выросшая в Лос-Анджелесе и ставшая театральной актрисой, любящая своего сына и постоянно проигрывающая в настольные игры. В свою очередь, Чарли – истинный ньюйоркец, талантливый театральный режиссер, которого практически не волнует чужое мнение, он аккуратен, бережлив, часто плачет, любит быть отцом. Такое представление неслучайно: об этом их попросил психолог, работающий над стабилизацией их сложных отношений. Но это не помогает – Николь желает развода и переезжает вместе с сыном в Лос-Анджелес к матери, где и начинается тяжелейший бракоразводный процесс, колоссальным образом влияющий на их жизнь и творчество.
В истории кино существует минимум три столпа кино о семейных сложностях и вытекающих из них бракоразводных процессах. Это «Сцены из супружеской жизни» Ингмара Бергмана, «Крамер против Крамера» Роберта Бентона и «Развод Надера и Симин» Асгара Фархади – три отчасти схожие семейные трагедии – шедевры мирового кинематографа, на которые опирается «Брачная история», словно Земля на три кита. Но при более детальном изучении биографии Баумбаха можно получить исчерпывающий ответ на вопросы: как это высказывание родилось и на чем, помимо «трех китов», основывалось? В нас с вами с самых первых школьных уроков литературы закладывали умение и необходимость отделять автора от лирического героя, являющегося, по сути, сложно организованной маской самого автора. Баумбах был пять лет женат на актрисе Дженнифер Джейсон Ли, после чего в 2010-ом году актриса подала на развод. Процесс длился три тяжелых года, за которые режиссер успел завести отношения с Гретой Гервиг, успешной актрисой, впоследствии ставшей режиссером. Такое «белье» очень важно для понимания «Брачной истории», до верхов наполненной и теми, и другими отношениями Баумбаха, что делает ее невероятно личной и самоаналитической лентой. Наверное, именно поэтому многие, кто картину уже видел, отмечают ее эмоциональность и честность.
В «Брачной истории» Баумбах старается отыскать точку невозврата, постепенно вводя в историю и сценарий новые трудности, факты, ошибки, будто ребенок, строящий карточный домик и нервно ожидающий, когда тот обвалится. Он вопрошает: когда герои перешли грань? Кто в этом виноват? А что, если всё было изначально предначертано их характерами и неготовностью к переменам? Где тот поворотный момент, который они упустили, или, может быть, он размазан во времени? Фильм предлагает зрителю изучение нескольких таких точек, с каждым разом добавляя эмоциональных дров в костер супружеского разногласия.
… и вот дело уже дошло до юристов, бряцающих своими доспехами и оружием в суде, словно в видеоигре. Эти доспехи и оружие явно претят героям, доставляют истинный дискомфорт, заставляют их попытаться вступить в диалог. В финальный диалог, в пух и прах разбивающий все надежды на совместное будущее. Здесь-то и возникает абсолютно лучшая сцена фильма: искра той самой надежды разгорается, но в итоге приводит не к страстному огоньку, согревающему душу обоих, а к немыслимому пожарищу, испепеляющему семью. В этой сцене и Йоханссон, и Драйвер показывают выдающийся актерский перформанс, особенно Драйвер. Это становится возможным благодаря общей слаженной и продуманной работе команды создателей: Баумбах создает условия, тщательно подводит героев к этой сцене, оператор Робби Райан снимает сцену одним дублем, не разбивая зрительское внимание, а успокаивающий минималистичный бежевый фон и второй план сцены позволяет ярче ощутить и прочувствовать ее суть – своеобразный контраст визуала и сценария, глАза и эмоции.
Но, помимо этой гениальной сцены и проблематики, ее обсулавливающей, Баумбах рассуждает и об отходе от патриархата. С помощью героини Скарлетт Йохансон он вкратце рисует институциональный путь, по которому движется общество. Лента аскетична во всем, кроме эмоций: интерьеры, операторская работа, монтаж. Это позволяет оставаться наедине с героями и их трудностями, обращая взор на каждый жест, каждый взгляд, и на всей длине картины ощущать вышеупомянутый (в концовке предыдущего абзаца) контраст.
Основная ноша все же ложится на актеров, которые не просто достойно исполнили свои роли, а показали то, почему они являются востребованными на сегодняшний день. Чуть в большей степени это касается Адама Драйвера. Возникает стойкое ощущение, что он может на экране все – он может быть разным. Недаром прямо сейчас именно Драйвер – один из самых востребованных актеров поколения. Причем для его персонажа Баумбах выделяет отдельную сцену в самом финале, перед эпилогом, что еще раз доказывает автобиографичность картины. Устами героя Драйвера, в его арии, режиссер будто бы подводит итог жизненного этапа, осознает ошибки и выносит на суд зрителя собственное, приобретенное с опытом понимание сути любви. А эпилог по своему наполнению напоминает ла-лалендовский: расставляет акценты и ставит окончательную точку фильма, заявляя о значимости всего, что происходит в человеческой жизни, в очередной раз подтверждая правильность фразы: «Все, что ни делается, все к лучшему».
9 из 10