Развод.Брачная история - дословный перевод с английского
marriage story (так в оригинале называется фильм). Мне кажется, слово 'брак', подразумевающий собой союз женщины и мужчины, в контексте ленты имеет важное значение. Как ни странно, ребенок, ставший якобы эпицентром непримиримых разногласий в процессе расставания, должен оставаться в стороне для того, чтобы мы могли сосредоточить внимание на разрушающемся браке, участниками которого являются исключительно он и она. Трагический рассказ о целом мире, выстраиваемом долго, тщательно, старательно, а сейчас болезненно раскалывающемуся надвое, помещается в емкое слово из шести букв - развод. 'Брачная история' именно об этом.
Николь (восхитительная
Скарлетт Йоханссон) и
Чарли (восхитительный
Адам Драйвер) любили друг друга, любят и будут любить. Полюбили по-настоящему. И им есть за что: в прологе каждый из супругов зачитывает зрителю подробный список достоинств другого. Если этого мало, то Николь дополнительно, например, завяжет Чарли шнурки на ботинках, подстрижет его или закажет предпочтительное для него блюдо, о котором он сам не ведал, а Чарли, в рамках все того же примера, поможет Николь закрыть ворота или рассмешит ее. Из-за того, что мы видим такие проявления любви, и того, что партнер изучен чуть ли не до мельчайших деталей, так грустно наблюдать закат целого и его счастье только на общем постере произведения.
Умолчать о разрыве не получится. Вопрос 'почему?', который я некоторое время считал ключевым, на деле вторичен. В качестве предположений можно выдвинуть измену, отсутствие сексуальной жизни или самореализации, эгоизм. А может, все дело в банальной невозможности двух творческих людей со своими амбициями более находиться под одной крышей. В любом случае
Чарли и
Николь достигли того состояния брака, когда одной любви стало мало. Не это главное. Главное было показать на экране две противоположные единицы, что никогда не смогут вновь образовать сумму. И режиссер это жирно рисует: пока Николь сидит в метро слева, снимается в сериале, живет в теплых оттенках Лос-Анджелеса, в котором есть просторные дома и особо не ходят пешком, и даже на персональном постере смотрит вправо, Чарли стоит в метро справа, ставит театральную пьесу, живет в холодных оттенках Нью-Йорка, в котором превалируют квартиры и в основном ходят пешком, и даже на персональном постере смотрит влево.
При просмотре и в перспективе очень любопытен психологический разбор Николь и Чарли, что представляется заслугой их глубокой рельефности как персонажей. Столь живые натуры обеспечили в запой устремленный на экран взгляд: его робеешь отвести, потому что ничего не хочется упустить из виду. Признаться, слезы Чарли в конце и слезы Николь в начале заставляют тебя плакать вместе с ними, ну а уж в напряженную до предела сцену ссоры вам будет настолько боязно 'вмешаться', что вы на время перестанете дышать: Адам и Скарлетт здесь просто уффф...
Режиссерская работа
Ноа Баумбака заслуживает самых лестных отзывов. Театрального формата, в котором такого рода кино чувствует себя гораздо увереннее, удается добиться благодаря минимальному вовлечению антуража, максимальному акцентированию на характерах и постепенному 'погашению' кадра, знаменующему собой окончание одного действия и начало следующего. Запоминающимися образами отметились и практически идущие по головам адвокаты супружеской пары, сыгранные постаревшим
Рэем Лиоттой и по-прежнему стервозной, но от этого не менее прекрасной
Лорой Дерн. Последняя, к слову, выступит наиболее ярко в сильнейшем и правдивом монологе о стандартах к образу идеальной матери. Осталось еще два аспекта, по-своему украсивших развернувшийся спектакль: речь идет об удачно срывающем занавесы серьезности юморе, кроющемся как в диалогах, так и в конкретных героях (кстати, если кому-то интересна концовка анекдота от первого адвоката Чарли, то его можно найти в сети), и чудесным донельзя мелодиям, которые ловят удивительно чуткую синхронность с каждым настроением кадра.
'Брачная история' - один из лучших фильмов года, если не лучший. Смотреть всем и каждому, ведь это про всех и про каждого.
10 из 10