Хирургия любвиХотелось бы разложить этот фильм на несколько слоёв.
Первый слой — это непосредственно события фильма, а именно бракоразводный процесс. Николь и Чарли в исполнении Скарлетт Йоханссон и Адама Драйвера соответственно, поначалу планируют решить все мирно и без привлечения адвокатов. Но Николь нарушает эту договорённость из-за недостатка решительности в озвучивании своих реальных желаний, нанимая адвоката. Разрушать стену из недосказанности и потаенных обид герои решают руками своих адвокатов. Они отстраняются от своих же претензий и оскорблений в адрес друг друга. Эта отстранённость во многом и есть причина разрушения их брака.
Слой второй: поведенческий. Кем была Николь до встречи с Чарли? Не Чарли принимал за неё решения, но принимала ли она их сама? Судя по сценам в начале фильма, её мать «подавляет» её не меньше, чем Чарли. А выбор профессии актрисы является случайным? Ведь актёры работают под руководством режиссёра и зачастую принимают придуманные за них решения. Таким образом, Николь продолжает следовать паттерну, усвоенному ещё из семейного круга, т. к. это пока единственный доступный ей опыт. А Чарли? Николь справедливо обвиняет его в эгоизме. Но мог ли он быть другим? Бэкграунд в виде неблагополучной обстановки в семье и ранние признание и коммерческий успех в профессиональной сфере являются составляющими его паттерна подведения. Он привык решать всё сам и ради себя, потому что это единственный путь, по которому он мог пойти без поддержки извне. Получается, что «актриса» и «режиссёр» не просто профессии, а так же их модели поведения. И тем более значимым становится тот факт, что после развода Николь меняет направление в карьере и становится именно режиссером.
Третий слой: эмпирический. Наверное, у каждого хоть раз в жизни да возникала мысль: если бы я мог повернуть время вспять, я бы не делал этого-то/не общался бы с этим-то/не поступил бы так-то. Но можем ли мы быть уверены, что без этого жизненного опыта, мы бы остались теми же, что сейчас. И действительно, как Николь могла бы усвоить новую модель поведения, если бы не встреча с Чарли. Также нельзя отрицать и в принципе взросление, в том числе и материнство. И если перемены Николь в большей степени происходили во время брака, то для Чарли «слом шаблона» происходил во время и после развода. Условная «польза» для него этого пережитого опыта остаётся за рамками фильма.
Слой четвёртый: визуально-художественный. В некоторых моментах фильм дополняет метафору «актриса»-«режиссёр» сценами, поставленными почти театрально с элементами то пьесы, то почти мюзикла. Еще один визуальный трюк: в момент ссоры между главными героями можно заметить, как крупность кадра увеличивается пропорционально росту эмоционального напряжения. Актёрский состав прекрасен, это вы и без меня отлично видите.
В заключении хотелось бы сказать, что нельзя точно сказать кто из них двоих виноват и сказать, что никто не виноват тоже не получится. Рассматривать разрушенный брак средствами анализа ещё можно, а вот объяснить причины появления любви между ними, да и вообще между кем-либо, задача, как по мне, неразрешимая.