С любимыми не расставайтесьНоминации «Оскара 2020» обошлись, по сути, без сюрпризов. Большинство претендентов – ожидаемые фильмы и персоналии. Но некоторые из них настолько, что выдвинуты на соискание статуэтки дважды: Скарлетт Йоханссон номинирована за лучшую женскую роль и за лучшую женскую роль второго плана.
Вне зависимости от того, кому вручат Оскара, задачу максимум актриса для себя решила: великолепно сыграла в очень хорошем фильме «Брачная история». Проект Netflix, режиссером которого выступил Ноа Баумбак, впервые был представлен на фестивале в Венеции. Адам Драйвер и Скарлетт Йоханссон тогда много смеялись, весело шутили и страстно смотрели друг на друга, а мы, простые зрители, ждущие широкую премьеру, не догадывались, к чему все это.
Несмотря на то, что фильм и называется «Брачная история», он, на первый взгляд, скорее, представляет историю одного развода. Хотя, если вникать в сюжетные и смысловые пласты, то это, конечно, история семьи. Проходя через все круги ада при разводе, разбираясь с опекой над сыном и ругаясь с адвокатами, все же Чарли и Николь удается сквозь это все рассказать историю своей любви. Наверное, именно это настолько и подкупает в фильме – незыблемая человеческая основа отношений нормальных людей, которым есть, что терять при разрыве отношений. И это, безусловно, не квартира, совместно нажитое имущество или амбиции, а взаимное доверие, привязанность, общие воспоминания и, конечно же, дети, жизнь которых тоже неизбежно меняется с разводом родителей.
В «Брачной истории» каждый найдет отклик именно на те проблемы, которые волнуют его самого: психология отношений, творческие амбиции, взаимоотношения с родственниками, юридические дебри и моральные границы, за которые нельзя ступать кровожадным адвокатам. Поэтому с какой бы стороны мы ни подошли к фильму, обнаружим в этом разрезе глубину, возможно, в какой-то степени неожиданную.
Но в каком бы аспекте мы ни рассматривали этот фильм, бесспорно одно: близкая к совершенной игра актеров. Скарлетт Йоханссон и Адам Драйвер не просто убедительно играют супругов в состоянии развода. Но они словно бы перестают быть самими собой. Поэтому и сопереживание зрительское становится настолько сильным, что вопреки всему желаешь героям банального хеппи-энда. И хотя разумом понимаешь, что он невозможен не только в их жизненных обстоятельствах, но и в художественной логике самой картины, но фильм осмысляешь, как выясняется, не только умом, но и сердцем.
Умная, чувственная, эмоциональная и довольно жесткая картина Ноа Баумбака сочетает такие, казалось бы, несочетаемые качества. К тому же она в русле актуальных тенденций выдерживает гендерный баланс – история раскрывается с обеих сторон этого конфликта. Но все же художественный текст (в широком смысле этого слова) в какой-то степени сам диктует акценты: если в плане авторских симпатий перевес идет в сторону Чарли – одержимого художника, то эмоционально преимущество на стороне Николь – искренней и гениальной актрисы. Режиссер вообще не может перестать ею любоваться, причем не ее внешностью, что для Йоханссон привычно, а душевными качествами и внутренней силой героини.
Ряд фильмов, с которыми вольно или невольно «Брачная история» вступает в интертекстуальный диалог, довольно широк – от «Ночи» (1961) Микеланджело Антониони до «Развода Надера и Симин» (2011) Асгара Фархади, от «Крамер против Крамера» (1979) Роберта Бентона до «С любимыми не расставайтесь» (1979) Павла Арсенова. Режиссер выводит на новый уровень не только развод как тему художественного дискурса, но и вновь обращается к проблеме некоммуникабельности, исследованной в трилогии отчуждения Антониони.