Бергмановская пульсацияСвоим последним на данный момент фильмом Ноа Баумбах в полной мере доказал, что стал одним из самых крупных инди-режиссеров США, не просто вторым Вуди Алленом, но самостоятельным и последовательным в своих темах и концепциях постановщиком. Открыто ориентируясь на «Сцены из супружеской жизни», Баумбах в одном из сцен «Брачной истории» цитирует этот фильм Бергмана, более того, сцена становится эмоциональной кульминацией картины и одной из самых жестких в его фильмографии.
В 2010-е отойдя от стилистики своих вязких, в чем-то нудных драм («Кальмар и кит», «Марго на свадьбе»), Баумбах перешел к постановке трагикомедий, которые получались у него куда удачнее – столь органична была в них эстетика Нью-Йорка и поэтика маргинальной жизни в большом мегаполисе. «Брачная история» показывает, что в его творчестве начался новый серьезный этап: наконец-то его драмы эмоционально сбалансированы уже на уровне сценария, точки отсчета для драматургических конфликтов расположены неявно, сглажено, но на своих местах.
Актерское исполнение не только ведущих звезд (здесь – это Драйвер и Йоханссон), но и второплановых артистов (тоже не новички – Лиотта и Дерн) безупречно, кроме того, две эти пары будто оттеняют друг друга: если герои Драйвера и Йоханссон переживают по-настоящему, то их адвокаты намеренно карикатурны, хищны, бесчеловечны. Расстанавливая акценты в духе ленты «Крамер против Крамера», то есть рассматривая историю развода мужскими глазами и виня в большинстве бед эмансипированную невротичную женщину, Баумбах между тем не опускается до открытого антифеминистского посыла.
Герои не так однозначны, как может показаться: да, героине Йоханссон первой сносит крышу (кто бы мог подумать, что в этой актрисе скрыто такое незаурядное драматическое дарование, Вуди Аллен открыл в ней лишь талант комика), но и альтер эго Баумбаха в исполнении Драйвера в кульминационной сцене наговорит ей такого, что уши у интеллигентного зрителя вянут. «Брачная история» нужна прежде всего женатым и замужним синефилам, чтобы показать, что развод – это ад почище любых проблем семейной жизни. Можно сказать, что Баумбах снял фильм-предупреждение всем супругам о том, что такое развод, и что надо избежать его любыми путями.
Так знать механизмы развода мог только тот, кто сам его пережил, и, конечно, наиболее болезненный аспект этого процесса, тут с режиссером нельзя не согласиться, - это дележ ребенка. Когда-то в «Кальмаре и ките» Баумбах уже пытался показать похожий конфликт, и даже изобразить его глазами детей, но это получилось у него не так убедительно, мощно и пронзительно, как в «Брачной истории», где мы видим коллизию глазами супругов. Это очень зрелый фильм, в котором тоже есть место юмору, иронии, сарказму (иначе это был бы не Баумбах), но главный центр тяжести расположен все же в драматической, почти трагедийной сфере.
«Брачная история» - очень тягостное кино, порой невыносимо знакомое для тех, кто вкусил тягот брака, но оно, как и «С широко закрытыми глазами» всецело фамилиалистично. Конечно, в отличие от Кубрика, снимавшего широко и бившего наотмашь все, что угрожало семье, Баумбах работает камерно, интимно, но в этом скромном формате бьет ключом подлинно бергмановская мощь. «Брачная история» показывает, что под модностью в хипстеревской среде кроется вовсе не чайлд-фри и фри лав постановщик, а настоящий традиционалист, призывающий супружеские пары решать свои проблемы еще на берегу, не доводя их до развода.