No pain no game, господа журналисты.Документальный фильм «Последний танец» стал телевизионным хитом эпохи карантина связанного со всем известной пандемией. Сразу обозначу, что сам я являюсь большим поклонником баскетбола, и пристально слежу за каждым сезоном в НБА с начала 2000ых, то есть эпоху Джордана и Чикаго Буллс показанную в фильме своими глазами я не видел. Но конечно же как и многие знаю эту легенду, главную легенду в баскетболе о богоподобном Майкле Джордане, что вознесся настолько, что его имя стало нарицательным как например Михаель Шумахер, или Брюс Ли. Когда одно твое имя значит все лучшее, знаковое и определяющее в том ремесле, которым ты прославился. Та ступень, которая выше всех в мире титулов и регалий. В любом спорте есть король – Грецки, Али, Шумахер, Джордан, если хотите Болт (из последних небожителей). Так, что же нам показали в «Последнем танце»? Это история «династии» Чикаго Буллс в 90ых.
Основой для фильма послужили «эксклюзивные» документальные съемки последнего сезона, в котором Буллс стали чемпионами. И это, пожалуй, основная проблема – материал очень слабый, мы не увидим ничего особенного, нам обещают эксклюзивные кадры, которые раскроют нам жизнь команды изнутри. Но почувствовать себя в раздевалке вы не сможете, потому что репортер есть репортер и далеко не везде его пустят. Нам не покажут никаких конфликтов на эмоциях после игры или во время. Нам расскажут об известных конфликтах, но ничего кроме слов сказанных прессе мы не увидим. Вот и получается, что нас пообещали провести за кулисы, а на деле посадили в зал, пусть и в партер. Весь фильм мы видим глазами репортера и болельщика. Кадры документальной хроники сменяются интервью с ключевыми лицами организации Чикаго Буллс и каждый рассказывает свою точку зрения. Проблема в том, что хорошее интервью всегда будет в большей или меньшей степени иметь провокационный элемент, иначе интервьюируемый просто не расскажет ничего интересного, не покажет себя как личность. Эти люди профессиональные суперзвезды у них всегда есть версия для прессы, политкорректная версия для прессы, самовоспевающая версия для прессы, в общем, слова за которые можно спрятаться, у них это уже просто привычка. Просто провальная часть фильма, абсолютно беззубые интервью, не раскрывающие личность от слова совсем, в результате Джордан выглядит лукавым человеком, который постоянно врет самому себе и перманентно демонстрирует защитную реакцию, Пиппен вообще не хочет участвовать в этом всем, а пионер хайпа Деннис Родман ни одного острого словца себе не позволил.
Насчет острых «словцов» - отдельного порицания заслуживает перевод, официальный я это подчеркиваю, это просто абсолютно не профессиональный перевод, переводить должен был человек, который понимает терминологию и баскетбольный сленг. Вы не можете переводить специфические выражения, например, из медицины или психологии просто со словарем, вы рискуете не уловить суть, переведя буквально.
Как зритель, который знает о событиях, но никогда их, не видевший этот сериал полнейшее разочарование, спортивная составляющая не показана, сама история достижений показана слабо и не ощущается как спортивный подвиг. Лучшее качество спортсмена это характер, так то оно так, но характер в те времена был у всех команд в лиге, чем она и славится до сих пор, благодаря чему и самого Джордана так возвысили среди остальных в истории баскетбола, но в сериале почему то получается, что он был лучше остальных потому, что он был получается «характеристее». И все что ли? Судя по сериалу – да.
Говорить от лица зрителя не знающего о событиях я не могу, но предполагаю, что это очень пресное зрелище, вы узнаете эту легенду, посмотрите на ностальгирующих пожилых игроков и на этом все.
Несомненно, для тех кто застал события показанные в фильме чувство ностальгии будет определяющим при просмотре, однозначно этот фильм для них и ни для кого больше.
«Последний танец» - ни рыба, ни мясо (привет переводчикам), как спортивный документальный фильм слишком мало фактов. Весь фильм просто эксплуатируется имя Майкла Джордана, сказали великий значит великий, вы же слышали о Джордане? Все о нем слышали. А где факты? Где статистика? Где этот самый документализм?
Сериал снятый для узкой аудитории ностальгирующих, раздулся от просмотров, которых бы не было если бы не карантин и преподносится как элитное зрелище, на самом деле не имеет никакой особой ценности для широкой аудитории.