Огненное киноТак уж сложилось, что характер у отечественного кинолюбителя вышел прескверный: то ли виной вечное поклонение перед всем заморским, то ли неверие в талант и особые свойства такой таинственной и не каждому уму подвластной русской режиссуры. Возможно, для того, чтобы стать известным деятелем кино в пределах нашей необъятной родины, нужно постичь непостижимое - законы того самого русского кинематографа, о котором все слышали, но никто не видел. А обыватели у своих жидкокристаллических экранов и слыхом не слыхивали, что истинные творцы - большие интеллектуалы, выдумщики и хулиганы. Да и как суметь пропускать через призму своего взрощенного на очередной киновселенной мозга нечто под названием «авторское», искать культурные коды и референсы, если шаблонность - новый синоним искусства, а идеалы творят где-то на голливудских холмах?
И не любит этот зритель смотреть и осознавать, ведь чтобы фильтровать - нужно сито. Комедий у нас сразу снимать не умеют, для фантастики - спецэффекты плоховаты, а фильм-катастрофа должен быть исключительно про падение Белого дома. Но если в последнее десятилетие авторы российского розлива смогли перенести экранное действие из Москвы и Питера в спальные районы и далекие деревни, то и к проблематике сюжета подход изменился.
Алексей Нужный известен широкому зрителю по фееричной истории снижения веса в фильме «Я худею» (2018) с Сашей Бортич в роли кондитера с излишним чувством любви к своей работе и всем ее составляющим. Теперь автор одной из самых бодипозитивных комедий нашего времени о любви к себе принял настоящий удар - и снял фильм о работе Авиалесоохраны на пожарах в Карелии - «Огонь» (2020).
В этой работе есть все: звездный состав для зрителей всех возрастов (от Константина Хабенского до Ивана Янковского), лавстори, семейная драма, становление героев, настоящий «экшн по-русски» и с десяток моментов для очищения слезами. Похоже, авторы настолько освоили основы написания киноисторий, что применили их все разам. Нужно же на чём-то тренироваться, упражняться, чтобы однажды выйти на чемпионский уровень.
Отдельный поклон за истинный патриотизм, дань памяти погибшим пожарным и восхвалении без лишнего пафоса работы спасателей, каждый день рискующих жизнью ради спасения жизней.
В основе сюжета - история рабочего выезда спасательного отряда. Но в один момент что-то пошло не так - да и каждодневный ритуал Алексея Соколова (Хабенский) с горением спички, сквозной нитью проходящий через весь фильм, сразу сулил беду. В ближайшей деревне - свадьба, да и гостья на сносях (Ирина Горбачева). Но когда подступает огонь, отряд выполняет свой долг - во что бы то ни стало спасти жителей деревни.
У каждого героя колоритный характер и своя история, диктующая мотивы и решения каждого персонажа. Чего стоят только добрейшие шутки героя Виктора Сухорукова, вертолетчика, влюблённого в свой аппарат. Для пущего вовлечения зрителя в происходящее и огонь в кадре настоящий - использовались реальные съемки пожаров в Красноярском крае.
Можно восхищаться, сопереживать или поносить на чем свет стоял этот фильм. Но стоит не забывать, что кино - это вымысел, зрительная иллюзия, созданная по особым правила рассказывания историй на киноязыке, который не так-то просто изучать, а уж тем более применять.
А ещё «Огонь» - это полнометражный социальный фильм для тех, кто продолжает разводить костры и кидаться сигаретами.