Свобода прежде всегоДалеко не все сериалы про будущее, даже с отчетливой социально-политической направленностью, можно назвать пророческими. Ванга из создателей сериала «Годы» тоже получилась не очень, но, в общем-то, «Годы» - не предсказание и даже не предупреждение, это – визуализированный иррациональный страх европейцев перед крушением западной цивилизации, западной демократии как лучшей формы их жизни под натиском современных варваров – политических шутов и популистов. То, что начинается как стилизованная пестрая «Санта-Барбара», к своему завершению превращается в серьезнейшую и оглушающую драму, после которой в голове шумит, которую невозможно отпустить, которая заставляет думать снова и снова. Остается только радоваться, что опасения и страхи создателей сериала перед глупостью человеческой, скорее всего, беспочвенны, и сами «Годы» на годы вперед останутся лишь фантастикой.
«Годы» интересны не столько своей общественно-политической повесткой, сколько выбранной стилистикой, когда рассказ ведется о жизни самой обычной британской семьи на фоне меняющегося мира, которому уделено ровно столько внимания, насколько он оказывает влияние на жизнь обычных людей. Впрочем, говорить о семье Лайонсов как об обычной не до конца верно – это тоже символ, причем, как утверждение важности семьи как базового кирпичика общества, так и его воплощение в целом. Лайонсы словно срез современного общества во всем его многообразии: здесь и темнокожие, и девушка с ограниченными возможностями, и ЛГБТ, и активистка, несмотря на всю непохожесть, мирно живущие вместе, крепко связанные и любящие друг друга люди. «Годы» четко прослеживают, как меняются взаимоотношения людей и политики на протяжении десятилетия: так, в начале истории ее влияние ограничивается спорами о Дональде Трампе и эпизодическим обсуждением его подобия в юбке Вивьен Рук, но затем жизнь начинает меняться, и последствия перемен коснутся Лайонсов непосредственно, будь то потерянное навсегда здоровье, утраченная торговая лицензия или колючая проволока на улицах. В первых сериях политики лишь спорят о чем-то по телевизору, но в последних кто-то из семьи сталкивается с Вивьен Рук лично, будто подводя черту, оставляя в прошлом время, когда можно было сказать: «Я вне политики».
Знаменующие изменения события в Хунь-Шадао, когда семья Лайонс впервые оказывается прямо затронута безответственным решением правителей, можно считать триггером, но не реальным началом сдвига в западном обществе, о чем верно говорит Стивен, рассуждая о том, что все началось раньше. Действительно, сам факт того, что трагедия случилась, что экранный Трамп смог осуществить свое решение, говорит о том, что системообразующая, важнейшая система сдержек и противовесов – то основное, что бережет демократию от идиотов и шутов – начала ломаться, что теперь лишь воплотилось наяву. Возникающая то тут, то там Вивьен Рук, хотя и подобна Трампу по манере поведения, но представляет собой собирательный образ опасного популиста, концентрирующего в себе ненависть и усталость, потакающего всему низменному, что есть в любом обществе. Такую едва ли поддержит разумное большинство, но кто-то поддержит, что так же показано в жизни Лайонсов, ставящих далеко не одинаковые крестики в избирательном бюллетене, в том числе, и за Рук. Воплощением таких ведомых, подпадающих под влияние, граждан становится Рози, кричащая о сломе системы, почему-то страстно того желающая. Но ее протест не за что-то, это протест ради протеста, и вряд ли подобные Рози люди могли бы объяснить внятно, зачем ломать работающую демократическую систему, и что они хотели бы построить вместо нее.
Здесь красной нитью проходит мысль, что одним из важнейших прав человека является свобода, тесно связанная с базовым и неотъемлемым правом на жизнь. Именно это превращает иррациональный страх перед авторитарным безумием в надежду, ведь «Годы» про западное общество, где каждый с молоком матери впитал, что такое чувство собственного достоинства, про общество, которое было свободным. Можно превратить страну в концлагерь, затянув небо колючей проволокой, можно давить, и люди будут отступать. Шаг назад, и еще – потому что так проще. Но уважающим себя людям невозможно отступать бесконечно, они не потерпят бесправие, и за следующим шагом назад последует движение вперед. Давление породит сопротивление, будь оно открытым или подпольным, насильственным или мирным, и чем сильнее необходимость свободы и уважения в обществе, тем более массовым будет это движение. Интересно, что оружием протеста становится информация, гласность, винтовкам противостоят мобильные телефоны - в когда-то свободной стране это работает - правда побеждает насилие. Однако, надо учесть, что в построенном на руинах демократии авторитаризме «Годов» сохранились какие-то работающие демократические институты, и здесь полиция независима и привержена закону, и, хотя в «Годах» это не акцентировано (видимо, ее независимость для кинематографистов умолчание), этот факт является ключевым для успеха всего показанного на экране предприятия. Отмечу также, что, несмотря на личное участие в событиях «Годов» членов семьи Лайонс, подчеркнуто, что события носили массовый характер, что значит, что Лайонсы были одними из многих, не единственными и не избранными: общество было готово, и таких «лайонсов» было много.
Помимо сильной драматической составляющей, четко выдержанного рассказа о жизни людей на фоне меняющегося мира, в «Годах» есть крутейшие актерские работы. Хотя героев в сериале много, актерам есть, что играть, отдельно я хочу выделить Лидию Уэст и ее героиню Беттани, за эти шесть серий прошедшую длинный путь от инфантильной девочки-подростка с безумными идеями до взрослой разумной женщины, готовой брать на себя ответственность и принимать сложные решения. Впрочем, эта роль наиболее интересная, но любая из остальных так же воплощена достойно, каждый актер здесь выложился по полной, и каждый герой пережил серьезную трансформацию и эволюцию. Актерский состав в «Годах» очень сильный, очень сыгранный и органично смотрящийся на экране, несмотря на все свое разнообразие.
Давно на меня сериалы не производили столь оглушающего, сбивающего с ног эффекта. Да, это фантастика, это допущение, что люди глупее, чем есть на самом деле, а политики – безответственнее, что демократия в западном обществе неустойчива, что тоже не так. Но это и наблюдение, предположение, что может спасти ситуацию, и ответ все тот же – демократия, ее базис, заложенный в самих людей и не уничтоженный никаким насилием. От несвободы есть лишь одно лекарство – потребность в свободе большинства, нетерпимость общества к лжи и насилию, чего не может не быть в странах, имеющих богатую историю борьбы за гражданские права. Сериал закончен, мне нравится его финал – он логически завершает рассказанную историю, но все же это неоднозначная точка, и, при необходимости, можно продолжать, хотя в необходимости такого продолжения я сомневаюсь.