СССР; начало 50-х годов XX века
Иван Денисович /Филипп Янковский/ — политзаключённый, которому осталось сидеть 10 дней
Это последняя на сегодняшний день режиссёрская работа Глеба Панфилова. Все, кто знаком с его творчеством, знают, как он относится к Солженицыну. Чего стоит одна экранизация «В круге первом», снятая в формате сериала Панфиловым. И вот он взялся за экранизацию повести «Один день из жизни Ивана Денисовича».
Скажу честно, у меня с Солженицыным отношения не складываются вовсе. Быть может, всё дело в том, что институтский спецкурс, посвящённый творчеству этого писателя и подробному разбору каждого его произведения, отбил во мне полную охоту знакомиться с писателем по-настоящему. А память моя напрочь уничтожила все обсуждения, поскольку я чётко помню, что Ивана Денисовича мы, простите, мусолили очень долго. А фильм я смотрела, как совершенно ни разу не виденное/слышанное произведение.
Стоит отметить, что Солженицын мне ещё не близок и тем, что от его произведений веет безысходностью и остаётся одно желание — забиться под одеяло, чтобы не видеть ничего и не существовать в этом ужасном мире. Однако Панфилов создал совершенно иное по настроению полотно. После фильма осталось чувство света, тепла и даже какой-то трогательности. А, главное, надежда и вера в лучшее.
Музыка в картине была, правда, нагнетающая, лично мне так показалось. Я постоянно ожидала, что вот сейчас что-то случится ну совсем плохое. Оно и могло бы произойти, однако каждый раз, как говорится, «проносило».
Порадовало, что фильм не снят, как современные картины, где герои, преодолевая кучу неприятностей, остаются чистыми, напомаженными и сверкают улыбками «ятолькочтоотстоматолога». Нет, здесь всё честно. Зубы плохи у всех, что неудивительно, ведь питание что у заключённых, что у их «стражников» не ахти какое. Ну, у надзорщиков ладно. Однако в любом случае — недостаток витамина Д даёт о себе знать и читается во внешности каждого героя. Внимание к подобным деталям и делает фильмы достоверными и проникающими в зрителя.
За данный фильм Панфилов получил Золотого орла, как лучший режиссёр, а Янковский — как лучший актёр. На мой взгляд, награды заслуженны. Примечательно, что в том же году Золотого орла получил и сын Филиппа Янковского — Иван — за лучшую мужскую роль второго плана в фильме «Огонь». Ничего этим фактом сказать не хочу, просто он сам по себе занятен.
Я не сравнивала картину «Иван Денисович» с первоисточником. Я знаю, что многие её ругали за те или иные недостатки. Поклонники СССР тоже не были в восторге от данной ленты. Однако я не критик, и не СССР-овец, и не знаток творчества Солженицына. Я смотрела этот фильм исключительно как историю одного человека, помещённого в определённые условия и пытающегося не потерять ни надежды, ни человечности. Лично мне фильм понравился. И до сих пор звучит в ушах не раз произнесённое героем: «Спасибо, Господи, спасибо…» Очень мне это близко…