«Кощей. Настоящая исто…», нет, «Кощей. Начало» («Так пафоснее, еще шрифт сделайте поэпичнее, ну вы понимаете», – Фонд Кино, 2020 год)Предисловие.
Анимационная студия «Паровоз» была образована в 2015 году и занималась созданием контента для детских телеканалов от ВГТРК (в частности, для телеканала «Мульт», для которого на тот момент катастрофически не хватало разнообразного российского детского контента). Мультсериалов было произведено целое множество, студия активно растет и развивается, наверняка много новых проектов запланировано на будущее, но отметить хочется первую попытку в мультсериал с каким-никаким глобальным сюжетом и более-менее прописанной вселенной – «Сказочный патруль». Примечателен он тем, что, еще находясь в зародышевом состоянии, для него была уготована судьба превратиться в крупную франшизу. И это неплохо, все можно было бы здорово развить и продумать, вот только это явно не про студию «Паровоз». Изначально полный метр мог быть про сам Патруль, его приключения, но на питчинге Фонда Кино в 2016 году создателям отказали в финансировании. И после этого было решено взяться за создание полного метра серьезно, авторы решили усидеть на двух стульях и рассказать историю про Кощея, который в мультсериале в качестве второстепенного (безликого, но это не важно) персонажа выступает, но при этом в истории и сами героини мультсериала присутствуют – куда уж без них? Шли годы, история переживала кучу изменений, дизайн некоторых героев тоже менялся, что-то вырезалось, что-то добавлялось – и все своими усилиями, без помощи государства (насколько я понимаю), но ради чего-то потребовалось мультфильм все равно показать на питчинге Фонда Кино в 2020 году и получить там финансирование. Ради чего – неясно, но это не так уж и важно, потому что ФК явно не был причастен к качеству сценария мультфильма, который, к слову, не так уж и сказочен.
О мультфильме.
Все мы знаем Кощея как зловредного старца, который жутко богат, да прекрасных девиц похищает, ах да, он еще и бессмертный. В мультфильме же это красивый, молодой, и могучий воин, с которым судьба жестоко обошлась – всех его родных погубил Белый Призрак, его-то Кощей и разыскивает по всему свету, чтоб отомстить. В конце своего пути юноша обретает бессмертие, но у этого дара есть цена. Что дальше? Кощей становится таким, каким мы его знаем? Да вот как-то нет, он даже внешне за много веков не поменялся, а плата за бессмертие в итоге обесценится, потому что мультфильм детский (я бы даже семейным его не назвал).
Так что тут от Кощея-то? От привычного нам ничего и нет, но создатели хотели раскрыть другое значение слова 'кощей' - более пафосную и красивую версию.
Однако и этого в мультфильме попросту нет. Любовь после единственного нормального разговора между Кощеем и Мэй? Куда подевалось раскрытие персонажей-то? Кощея называют нелюдимым, но в истории это не показано. И это касается всех персонажей в мультфильме, каждого можно было раскрыть за эти несчастные полтора часа, а в итоге мы знаем о Кладенце, Водяном и Яге больше, чем о главных героях. Чем больше пересматриваешь мультфильм, тем больше замечаешь, как будто бы из середины мультфильма вырезали целый кусок сценария, в котором взаимоотношения главных героев развивались, и они узнавали бы друг о друге много нового. Зато хронометраж тратится на шуточки с котофеечкой, которая творит глупость для развлечения совсем уж маленьких детей – это уже моветон, но у создателей, конечно, свое понимание того, что важно для истории. Помимо этих гэгов, в мультфильме есть полно затянутых зрелищных или забавных сцен, но из-за такого количества действия теряется нить повествования.
С логикой в мультфильме тоже какая-то беда, антагонист раскрывается ближе к концу, однако его становление злодеем показано не было, а его мотивация вообще взята с одного персонажа из самого мультсериала-первоисточника. Героиня Мэй тоже странно себя ведет весь фильм: сначала она показана как могущественная волшебница, боевая и отважная девушка, но во второй половине фильма она превращается в типичную «девицу в беде», которая каким-то боком легко попадается в ловушку злодея и никак не дает отпор, хотя вполне может. В общем, примеров можно набрать довольно-таки много, и всему можно найти какое-либо объяснение - но в мультфильме этих объяснений нет, время тратится на ненужные сцены. Мы имеем историю, которая не раскрыла весь свой потенциал и не показала свою глубину, которую создатели хотели заложить в нее изначально.
Что до визуала, то тут видно, что это титанический труд огромного числа талантливых людей, у мультфильма есть свой почерк, даже несмотря на околодиснеевость стилизации персонажей (хотя художникам удалось избежать синдрома одинаковых лиц у героинь, чем обычно грешат современные мультфильмы, хотя даже несмотря на «коммерческий» вид персонажей каждая героиня имеет свои черты – за это низкий поклон в том числе). Все в мультфильме – хоть персонажи, хоть объекты, хоть локации – все модели раскрашены будто настоящими красками, присутствует намеренная небрежность в мазках кистью художника, используется огромное количество разных оттенков, выглядит это по-новому, ярко и необычно. Подобный прием использовался в некоторых короткометражках по играм Riot и в мультсериале «Arcane», но в «Кощее» это выглядит иначе, что несомненно радует глаз. Однако несмотря на закос под 2d, здесь присуща и детализация – как детализация материалов, так и детализация дизайнов абсолютно всего в мультфильме. У персонажей сложная ассиметричная одежда с огромным количеством деталей, у женских персонажей нереалистичные, но очень красивые прически, много продуманных до мелочей и красивых локаций. Анимация выразительная, у каждого персонажа особая походка и манера двигаться, мимика и липсинк живые, эмоции яркие – придраться не к чему. Спецэффекты, освещение и прочие визуальные прелести – все работает как надо, это действительно выглядит уникально. Похвала относится и к музыке, звуковому сопровождению, песням, работе актеров – эмоционально, с своим почерком, все приятно звучит, а на особо эмоциональных сценах можно было бы даже расплакаться, да вот только сценарий подвел такую хорошую сцену.
В итоге мы получаем детскую (именно детскую, а не семейную, не для всех возрастов) сказку о вечных ценностях (ничего нового) с слабым сценарием. Однако это красивый мультфильм, по всем фронтам, тут есть на что посмотреть.
Печально, что обещания хорошей семейной истории, в которой каждый что-то для себя увидит, оказались пустыми.
От человека, что ждал мультфильм 4 года и надеялся на возрождение российской анимации -
6 из 10