Кощей Франкенштейна или что не ладно в тридесятом королевствеВ предвкушении чего-то действительно нового и свежего в российском кинематографе я шёл на Кощея Начало. Да, я уже из трейлера знал, что графика и анимация отстали от мировых трендов на многие годы. Но на фильмы я хожу не ради сочной картинки, а ради сюжета, уносящего в запредельные дали на коне воображения, ради эмоций и проживания всего хорошего и плохого, что случается с героями. Я уже представлял классическую историю о храбром рыцаре, сражающемся со злом и противостоящем опасности самому стать монстром. Представлял Кощея, всё больше погружающегося во зло, но в конце фильма раскаивающегося и обретающего прощение и искупление.
Вряд ли такие истории будут понятны детям от 6 лет, для которых предназначен мультфильм, но с другой стороны почему-то многие великие мультфильмы не боятся поднимать темы, которые ещё недоступны пониманию детей, и именно может быть благодаря этому они цепляют, и может быть заставляют задумываться не только взрослых. При этом ещё умудряются избежать плоского или пошлого юмора.
И всё это, увы, не про Кощея...
Главная проблема произведения - невероятная плоскость всего от персонажей, которые по уровню развития своей личности находятся где-то между наскальным рисунком и неандертальцем, и сюжета, в котором никакие проблемы не поднимаются, до абсолютно ужасных и ужасно несмешных шуток, которые будут понятны только аудитории 18+. Вообще шутки часто используются в фильмах, как способ сбросить напряжение ситуации или напряжение между героями - тут это не работает и в силу слабости шуток и в силу отсутствия какого-либо напряжения. Персонажам невозможно сочувствовать, невозможно вместе с ними переживать боль или радость, потому что они сами их не испытывают! Вместо главзлыдня вообще болванчик без единой реплики, мотивы замзлыдня раскрывать даже не пытаются. Волей-неволей вспоминается: 'И таак сойдет!'
Что же с музыкой? Мультик вроде как пытается заигрывать с диснеевскими мюзиклами и это ему не удается. Самой красивой песней оказалась 'ужасная' песня Водяного в силу того, что только в ней присутствовала рифма и ритм (хоть и рифмовались только глаголы на глаголы). Остальные песни решили обойтись без рифм, а некоторые даже без русского языка, так в одном случае девушка поет на воображаемом китайском с закадровым переводом на русский, особенно интересно в моменте, когда она поёт 'хулала хулала', а переводят это каждый раз по-разному. Вот уж действительно то, что ожидаешь от российского кинематографа.
Да, не всегда хорошо проработанные герои или глубокий сюжет являются 'фишкой' картины, иногда картина радует сочными цветами, красивой графикой, полётом фантазии мультипликаторов и дизайнеров. Картина может вызывать исключительно визуальный восторг... и это тоже не про Кащея. Графика чуть хуже, чем в Корпорации монстров (2001) - там вроде бы и чудовища, но лицевая анимация у них получше чем у людей из Кощея. И всё же у Кощея есть одна единственная (но зато какая!) своя 'фишка'.
И как эту фишку назвать я не знаю, может быть плагиат?
Заимствования видны уже в названии картины. Посудите сами - главный герой это Синдбад, который с 2003 года развил навыки паркура до невероятных высот, а заодно научился у Скорпиона из Смертельной Битвы выпускать цепь из ладони. Сопровождает его анти-харизматичный Осёл из Шрека, превратившийся в меч-кладенец. Кощей собирает 5 камней бесконечности, чтобы вставить их в амулет бесконечности. В этом ему помогают Трисс Мерригольд в роли Бабы Яги и Кунг-фу Панда в роли Панды. Главзлыднем пытаются выставить нечто среднее между Майком Вазовски и Салли. Умпа-лумпы в высоких колпаках не вызывают умиления. Так что появление в кадре Кота в сапогах или парочки пиратов-неудачников из Пиратов Карибского моря я воспринимаю как пасхалки.
Что же всё-таки удалось? В первую очередь на славу удался Змей Горыныч - классный чел, стильный, но дурной по характеру. Удались охранники - глубина их раскрытия полностью комплементарна затраченному ими эфирному времени, а первые две минуты фильма имели потенциал какой-то Террипратчеттовщины, к сожалению, не раскрытый.
Самое главное, за что хочется похвалить мультфильм - это идея заново создать Кощея Бессмертного, а новые идеи в кинематографе всегда нужны. Но реализация несомненно подкачала. Создателям я пожелаю продолжать набивать руку в этом непростом деле, не бояться рисковать делать сюжет глубоким, как и персонажей - не нужно боятся, что дети не поймут, дети поймут на доступном им уровне, а сами добрые идеи будут закладываться подсознательно.
5,5 из 10