Смешанные чувстваЭто именно то, что осталось после просмотра фильма. Перед походом в кино была надежда, что вторая часть будет достойным продолжением первой (которая была не такой уж и плохой). Но стоит немного задуматься... В общем, судите сами:
Первый вопрос, который возникает чуть ли не на второй минуте картины: почему главный герой остался таким же балбесом, каким и был? В первой части он прошёл такой удивительный путь... Да и в конце первого фильма авторы сделали акцент на том, что Иван поменялся (когда он вспомнил про находящегося в коме мальчика и дал ему живой воды, после чего он и Василиса ускакали на избушке на курьих ножках в счастливое будущее).
Но вот начинается вторая часть, и мы вдруг видим, что главный герой остался таким же балдой: миром, откуда он родом, он не интересуется, к богатырскому делу у него тяги нет, да и вообще выясняется, что чего-то как-то обратно его тянет, в свой мир. Единственное отличие нового Ивана от старого: это дикая ревность. Хотя это скорее не отличие, а просто раньше не было возможности раскрыть героя с этой стороны.
Что касается сюжета... Создатели решили уйти в натянутый драматизм. В общем-то их желание углубить и вселенную, и сюжет правильное, так и надо. Но как мне кажется, их понесло куда-то не туда. В классическое голливудское клише а-ля: 'Я твой отец', на котором они решили завертеть всю дальнейшую историю.
В принципе в сторону Hollywood авторов сносит и немного в другом плане: второй фильм имеет множество сюжетных и визуальных сходств с фильмами о 'Гарри Поттере' и (не смейтесь)... с 'Астериксом и Обеликсом' (мало того, что авторы 'позаимствовали' кое-что важное из Вселенной Астерикса, так ещё и украли визуализацию действия этого кое-чего важного).
Но не только сюжет и визуал тянутся за океан: понаблюдайте за состязаниями богатырей под зажигательную композицию на английском языке. Я не славянофил, но такой выбор звукоряда не дополняет картину - он вступает с ней в конфликт. Пожалуй, это трудно назвать подражанием Голливуду, ибо не совсем понятно, подражание это, или банальное отсутствие вкуса.
Но ладно, и это тоже можно простить. Но точно нельзя простить откровенную тупость, которая иногда становится очень даже явной. Логики в фильме почти нет.
Не получится привести примеры без спойлеров, но было несколько моментов, когда я кричать был готов от бредовости сценария. Их можно было объяснить в фильме. Но нет, лучше вставить сцену, как жутко нарисованный грязно-жёлтый 3D-шар с лицом 60-летнего дедушкиного собутыльника, который в фильме именуется Колобком и который по задумке авторов является средоточием всего юмора картины, раскрывает зрителю многовековой секрет, что же на самом деле колобок сделал с лисой в конце оригинальной сказки. И я очень сомневаюсь, что рассказ 'Колобка' (в кавычках) вызовет у вас смех.
Кстати, на нем стоит остановиться отдельно, ибо это просто нечто... Мне очень жаль, если появятся дети, в памяти которых Колобок будет ассоциироваться не с находчивым и наивным персонажем детской сказки, а с убого нарисованной 3D-моделькой с голосом Харламова. Правда, визуально Колобок просто ужасен. Почему-то желания стараться он в художниках не вызвал. И не удивительно, ведь образ этого героя вывернут настолько, что, видимо, они посчитали это плевком в собственное детство и нарисовали его, в ответ поплевав на клавиатуру и поводив туда-сюда мышкой. Можно возразить, мол, это просто переосмысление образа. Хорошо, тогда почему авторы не 'переосмыслили' Кощея Бессмертного? Почему не 'переосмыслили' Бабу-Ягу? И с ними вместе других персонажей? Я не говорю, что нужно было копировать все со сказок, конечно же нет. И между героями русского фольклора и героями 'Последнего богатыря' немало отличий (и это хорошо). Но основу характеров и внешних образов в первом фильме авторы сохранили. Поэтому привычные герои, представшие в ином свете и в иной истории, оставались близки зрителю именно за счет схожести с общеизвестными образами. А поэтому и сам фильм, тоже новый для зрителей, становился ближе.
Во второй же части киношный образ Колобка работает абсолютно наоборот: ничего знакомого, кроме имени, ты в этом персонаже не видишь. Ты не понимаешь, почему все его называют Колобком, если никакой это не Колобок. И уже на подсознательном уровне это отталкивает. А посему многочисленные шутки, связанные с его 'боевым' характером, не вызывают смеха.
И отсюда же вытекает отличие второй части от первой, связанное с шутками. Если раньше юмор был основан на высмеивании каких-то черт, которыми обладают герои сказок (а точнее их общеизвестные образы). То теперь он основан на образах, целиком и полностью выдуманных авторами. А потому и юмор тоже перестаёт быть близок зрителю. Ведь сами по себе действия или слова, которые совершали герои, не вызывали бы смех. Смех вызывало то, что это делают или говорят именно эти герои, герои, которых мы хорошо знаем.
Нет, в фильме есть забавные моменты и шутки. Их немного, но они есть, и связаны они в основном с Иваном, благодаря которому опять происходит смешение сказочного мира и мира реального. Благо, это авторы оставили и это ещё как-то вытягивало юмор картины. И на том спасибо.
Конечно, помимо иногда хороших шуток были ещё положительные моменты. Были интересные сцены, новые локации. Актёры играют хорошо. Саму вселенную Белогорья авторы раскрывают чуть глубже (правда заключается это раскрытие в основном в богатырях, которые почти поголовно оказываются мальчиками для битья, ну да ладно).
Но все это не спасает фильм, ибо после просмотра в голове вертится куча вопросов, на которые никто не даёт ответа. Видимо, авторам столько всего хотелось добавить и сделать, что про логику забыли напрочь. К тому же много, как известно, не всегда хорошо.
Хотя очень может быть, что мое недовольство напрасно, и в третьем фильме, который анонсировали по окончанию сеанса, создатели все объяснят и ответят на все вопросы. Очень на это надеюсь.
Но самое обидное, что фильм вышел безатмосферным. Его тяжело, а иногда откровенно скучно смотреть. То переход между сценами слишком затянутый, то монтаж мозолит глаза. И для этого не нужно быть критиком или элитой - фильм по итогу получился безатмосферный. В первой части всё-таки была атмосфера. Во второй она исчезла. Поэтому даже отключив мозг фильм не просто будет досмотреть.
Так что особых надежд на продолжение я не возлагаю и надеюсь, что франшиза 'Последний богатырь' останется трилогией и не превратится в очередной конвейер для выкачивания денег.
Но даже если это случится, в начале каждого фильма нас будут встречать вечно одинаковый Иван вместе со своим шарообразным CGI-Харламовым.
Красота!