Русский богатырь против злаС опозданием посмотрел фильм «Последний богатырь: Корень зла». Это совместный проект российского подразделения студии Диснея и российской студии Yellow, Black and White, который вышел на новогодние праздники. «Корень зла» это уже вторая часть богатырской саги, первая называлась просто «Последний богатырь».
Как и первая часть, новый фильм хорошо прокатился. И если первый собрал больше полутора миллиардов рублей, то второй перевалил за два и это в непростой для кинотеатров год. После провальной «Книги мастеров» Дисней научился правильно вкладываться в российское кино.
Сюжет, как и прежде, основан на русских народных сказках. Зритель, который привык к американскому качеству Диснея, может быть разочарован. С точки зрения графики получилось не очень: избушки на курьих ножках нарисованы плохо, колобку не хватает деталей и, кажется, только к водяному Бурунова нельзя придраться. Но он появляется лишь на несколько минут в начале и в конце.
Зато, если перевести бюджет в доллары, то оказывается, что на «Богатыря» было истрачено в десять раз меньше, чем на средний диснеевский мультфильм. К примеру, «Райя и последний дракон», новый мультик американской студии, стоил сто миллионов долларов, а «Богатырь» всего девять.
Несмотря на скромный бюджет, натурные съёмки хороши — в фильме можно полюбоваться на российскую природу, в частности, на прекрасные панорамы Карелии. Так же для съёмок сказочного Бологорья в Подмосковье выстроили целый город.
И если картинка получилась хорошей, то вот с сюжетом всё уже не так замечательно. Основа сценария строится по простой схеме: есть конфликт между Иваном и Финистом, переступив который им придётся отправиться в путешествие за знанием о том, как победить силы зла. В путь также отправятся: Василиса, Баба-Яга и Колобок, который не только ушёл от дедушки и бабушки и измотал лису, но ещё и изрядно одичал и зачерствел.
В общем, это поход команды, раздираемой конфликтом, объединение ради поиска знания об артефакте, а после — торжественное возвращение и примирение. В плане сюжета «Богатырь» не предлагает ничего нового. Чтобы зритель не скучал, авторы стараются захватывать внимание зрителя фишками. В ход идут летающая Рыба-кит, Чудо-юдо в исполнении Семчева и кривляющийся Колобок-Харламов. И надо сказать, эти трюки срабатывают — сморится фильм легко.
К тому же, в фильме есть несколько необычных сцен, например, как Иван хитрит с тремя вопросами и добывает вход в царство мёртвых, да и финальная битва тоже получилась остроумной.
По сравнению с первой частью «Богатыря», новый фильм смотрится богаче, но это и немудрено — бюджет вырос в два раза.
На Западе давно уже стараются не просто делать сказки, а поднимать в них сложные вопросы. В той же «Райе» речь шла о доверии и о том, насколько тоскливо без него живётся. В «Душе», одном из лучших мультфильмов последних лет, рассматривалась тема жизненного предназначения. А что же «Последний богатырь»? Тут всё просто — это сказка без намёков на глубину. Иван периодически прыгает в свой мир за капучино и тем самым истощает меч-кладенец? Подумаешь, подзарядим, воткнув в землю. Василиса засматривается на Финиста? Не страшно, всё равно она не собиралась менять его на Ивана. Колобок одичал? Ничего, бывает. Правда, сценаристы делают робкую попытку поднять тему потери близких, но получается это невнятно.
Но героев «Последнего богатыря» можно рассмотреть и с другой стороны. В какой-то мере это попытка запечатлеть и переосмыслить наследие русских народных сказок в кино. Такие попытки давно уже не предпринимались. Оказывается, что и у Колобка может быть сложная биография, хоть лиса его не съела, зато потрепала жизнь, Кощей в молодости был совсем другим, а Чудо-юдо — женщина, к тому же добрая.
Создатели фильма напоминают — посмотрите, есть и такие супергерои, про них тоже написаны сказки, любите их и не забывайте. И зрители идут и смотрят и, похоже, действительно, любят. Не всё же на комиксы заморские глазеть.