Самая долгая ночьВот он, наконец-то. Российский боевик категории В. Категория А иногда даёт о себе знать, разбивает лицо о кассовый провал и прячется на неопределённый срок, категория С благополучно живёт своеобразной жизнью на НТВ – это, конечно, всё замечательно, но давно уже хотелось появления именно грайндхауса. Боевик, который не сидит на игле привлечения широких масс ввиду скромности бюджета, при этом явно далёкий от телевизионной кустарщины.
К слову, о жанре. Трейлер вызвал некоторые опасения, что это комедия, в которой два-три раза подерутся. Однако, напротив, «Русский рейд» насыщен движухой столь же, сколь небезызвестный шедевр с похожим названием. Я бы даже сказал, режим нон-стоп, почти всё, что происходит за час сорок – либо экшн, либо красная дорожка к нему же самому. Что удивило, сюжет подаётся в серьёзной форме, но ключевые персонажи карикатурны: запредельно доблестный экс-вояка с тяжёлым взглядом, по сути ни много ни мало самурай; быковатые спортики, которые от своих перестроечных прототипов отличаются лишь миксфайтерским почерком; блатные ферзи, тянущие мазу людскую и жизнь воровскую; непуганый решала, у которого всё схвачено, но ничего не продумано; о, дама в беде, куда ж без неё. Этот контраст отлично работает, фаталистический пофигизм в лучших традициях Гонконга: бойня бойней, а позитив по расписанию. К тому же, улавливаются комедийные нотки, только вот юмор «Русского рейда» не поддаётся академической характеристике, он какой-то трансцедентально-бытовой. То есть смешными являются моменты, которые вне контекста общего восприятия фильма не являлись бы приколами как таковыми. Например, меня пробило на смех попадание пули в одного из персонажей; когда я задумался, а где тут, собственно говоря, юмор, ответ ушёл в дебри сценаристики. Проще говоря, сработал разрыв шаблона, мол, нет, ну так не бывает, такое не может произойти с персонажем такого амплуа. «Русский рейд» ведёт двойную игру: использует заезженные клише, украдкой насмехаясь над ними. Чего стоит один только уркаган-скокарь, который раскроется в неожиданной ипостаси.
Сперва кажется, что фильм соблюдает не только философскую, но и боевую традицию Британского Гонконга – в начале и середине дрались, а в конце немного постреляли – но нет, перестрелки здесь не десерт, а второе блюдо в трапезе. Впрочем, говорить о них особенно не хочется; они не то чтобы захватывающие или, напротив, провальные, скорее будничные, скучны достаточно, чтобы возбуждение после кульминации остыло, но не достаточно, чтобы существенно испортилось общее впечатление от фильма. Итак, драки. Их качество растёт от завязки к концу кульминации. Сперва рейдеры сталкиваются с ботами; и тут прям классика посредственной рукопашки: охранники машут дубинками, толком не приближаясь к наёмникам, чем те предсказуемо пользуются, уклоняясь и контратакуя. Но замечу, что двигаются наёмники быстро, бьют смачно, мы имеем дело с контактной хореографией по-азиатски. И когда бандиты встречают телохранителей, зритель наслаждается, пожалуй, самой продуманной и дотошно поставленной стенкой-на-стенку в истории кино. Ну и апогей файт-праздника – междоусобный бой гопника-миксфайтера (Владимир Минеев) против вояки (Иван Котик), раскрывающий столкновение ринговой зажатости с армейским прагматизмом. А вот бой вояки против главгада вышел излишне реалистичным, и оттого – лишённым магии кино. Что касается соотношения драматизма и экшна, то переплетение получилось плотным; чтоб вы понимали, актёрская игра и химия между противниками настолько выразительны, что во время боя блатарей и начальника охраны против рейдеров мне хотелось поднять кулак и кричать «Да, давай!», словно болея за футбольную команду в реальном времени.
Место «Русского рейда» в мировом кино то же, что и у первой части «Коллекторов»: не отдраенный до блеска, но сделанный мастерами своего дела на чистую совесть боевик категории В. Обезоруживающий своим обаянием чумазый самородок с дыркой в кармане. Нет, увы, это не фильм-рычаг, который породил бы в российском кино нишу экшн-грайндхаусов, нет, такая радость под игом Фонда Кино к нам с небес не сойдёт. Да, «Аванпост» (классный боевик) и «Балканский рубеж» (очень классный боевик) тоже провалились в прокате, но их столь же высокобюджетные последователи не заставят себя долго ждать, поскольку фильмы типа «Аванпоста» могут постепенно приучить россиян покупать блокбастеры made in RF, а фильмы типа «Балканского рубежа» - вдохнуть в массы некоторые политические идеи, а уж на это государство любит субсидии выделять. «Русский рейд» же, при всей своей крутизне – не нужен массам, ибо на дворе 2020, и массы уже не те… Растворится в истории, оставив след в сердцах немногочисленных гурманов.
7 из 10
P.S. 'Понятия ваши - в одну морду жрати' - беру фразу на вооружение