'Я составил 78-страничный план развития девочек ещё до их рождения...'После просмотра драматического байопика 'Хороший Джо Белл' (2020) с Марком Уолбергом с нехарактерной для актёра в главной роли как-то пришла мысль, что если ещё довольно молодой по кинематографическим меркам режиссёр ленты Рейнальдо Маркус Грин будет взвешенно браться за предлагаемые проекты, то вполне возможно, что из него вырастет может и не великий постановщик, но хотя бы качественный. И уже следующий полнометражный художественный фильм для Рейнальдо Маркуса Грина становился настоящей проверкой: его утвердили на постановку ещё одной биографической драмы под названием 'Король Ричард'. Нет, это не исторический фильм в полном понимании жанра, это повествование про требовательного Ричарда Уилльямса, который опекал, воспитывал, тренировал и решительно вёл своих дочерей Венус и Серену к триумфу на теннисных кортах. И главную роль в 'Короле Ричарде' играет Уилл Смит, который давно себя зарекомендовал сильным драматическим актёром, что доказывает его игра в таких лентах как 'В погоне за счастьем' (2006), 'Семь жизней' (2008) и 'Призрачная красота' (2016). И давайте сразу же договоримся, что не будем затрагивать тему инцидента с участием Смита и Криса Рока на 'Оскаре', а то уже надоело.
И если уж внести в рецензию ещё больше субъективности, то лично мне удалось наблюдать за игрой как Венус, так и Серены Уилльямс ещё на заре их спортивной карьеры. Конечно, уже тогда всем было понятно со всей очевидностью, что на наших глазах появились выдающиеся теннисистки, которые определят развитие этого вида спорта на годы вперёд. Так оно и случилось. Но однажды на одном из матчей камера захватила почтенного афроамериканца, который неистово что-то выкрикивал, а комментатор озвучил, что перед нами мелькнул Ричард Уилльямс, отец сестёр-спортсменок, которому они и обязаны всевозможным титулам и призам, завоёванных стараниями и усердием на кортах. Но некоторые нелицеприятно отзывались о Ричарде Уилльямсе, чуть ли не прямо называя его тираном и человеком, скрывающим свою алчность. Таким образом сложилось неоднозначное мнение про этого человека. Но всё-таки надо ещё раз подчеркнуть тот факт, что Венус Уилльямс завоевала 49 титулов Женской теннисной ассоциации в одиночной разряде и 22 в парном, а Серена - 73 и 23 соответственно, что делает их одними из самых выдающихся теннисисток за всю историю, а Серену, возможно, что самой великой среди всех великих...
И вот именно о человеке, который и привёл к таким результатам сестёр и рассказывает фильм 'Король Ричард'. Это, как уже было сказано ранее, довольно требовательный и решительный отец, который воспитывает дочерей в поте лица, причём, что своего, так и их. И у него уже давно родился план, как привести дочерей к успеху, этот план появился ещё до их рождения, и он сразу же начал воплощать его в жизнь. Он изнурял себя, договаривался с тренерами, отказывался от турниров, менял график и концепцию тренировок дочерей. В общем, для Ричарда Уилльямса не было никаких авторитетов, он был уверен в правильности своих решений и действий, и, возможно, что он действительно был прав. Но при этом в фильме нам показывают и его любовь к семье. В особенности это можно увидеть и прочувствовать в финальных сценах 'Короля Ричарда', когда совсем ещё юная Венус Уилльямс встретилась на корте с испанкой Аранчей Санчес Викарио, которая на тот момент была одной из сильнейших теннисисток мира. И матч мог бы окончиться сенсацией, но Аранча прибегла к уловке... К тому, что надо быть готовыми ко всем преградам Ричард Уилльямс тоже учил своих дочерей, это помогло, но помогло больше, всё-таки, его проявление нежности и поддержки. Весьма трогательная и душевная сцена.
И если уж говорить про 'Короля Ричарда', то никоем образом нельзя пройти мимо игры Уилла Смита, который за неё получил давно вожделенный и абсолютно заслуженный 'Оскар'. Смит проявляет все стороны своего персонажа, где есть и агрессия, требовательность, порой грубость, но с другой стороны он делает всё, чтобы его дочери добились успеха. И любовь, поддержка тоже ощущается в этом сложном и многослойном образе, а близкие отвечают тем же герою Уилла Смита. Конечно, дебютировавший как автор сценария Зак Бэйлин (и сразу же получил номинацию на 'Оскар'), много что по-другому вывел в отличие от реальных событий, но сделано это было с той целью, чтобы нам показать все стороны характера центрального персонажа, с чем прекрасно справился Уилл Смит. Поэтому есть такое подозрение, что сценарий писался именно под этого актёра, и всё сложилось весьма удачно. Отмечу Онжаню Эллис, сыгравшую жену Ричарда Уилльямса и мать Венус и Серены, которая также своей сильной игрой заслужила номинацию на 'Оскар'. В ней сочеталась мудрость и кротость, сила и умение понять и простить. А ещё были небольшие, но яркие сцены с появлениям персонажей от Джона Бернтала и Тони Голдуина, которые сыграли тренеров, и им приходилось раз за разом вступать в отчаянные споры с Ричардом Уилльямсом, и каждый раз победителем выходил только 'Король Ричард'.
Хороший, крепкий и выразительный драматический байопик, где больше экранного времени уделяется центральному персонажу в прекрасном воплощении от Уилла Смита, но место взаимоотношениям внутри семьи и сценам дебютных матчей Венус Уилльямс также есть и его немало. Поэтому фильм получается ещё и разносторонним, хоть и с очевидным креном в сторону главного героя. Так что третий по счёту полнометражный художественный фильм режиссёра Рейнальдо Маркуса Грина можно пока назвать его самым удачным, и если он также продолжит развивать свою карьеру, то мы получим крепкого постановщика. В общем, поклонникам жанра рекомендую 'Короля Ричарда'.
8 из 10