«Что они с нами сделали?!»Все-таки левачество в мастерах искусств Пятой республики сидит довольно крепко. Эта картина получила национальную премию «Сезар» (французский аналог «Оскара») по итогам прошлого года. Из длинного романа Бальзака, не претендовавшего на большую идейность, как, впрочем, большинство романов этого классика литературы), авторы картины сделали довольно жесткий антибуржуазный и отчасти антимонархический памфлет (пафос революции 1789 года непоколебим).
Фильм сделан с большим вниманием к деталям, колориту эпохи, выражениям лица персонажей — ни одной лишней гримасы, никаких лишних телодвижений. Более того, каждый эпизод длится ровно столько, сколько положено — прямо в противовес роману Бальзака, который расточал чернила на описание мелких подробностей, забывавшихся через секунды после прочтения.
Другое отличие фильма от романа — из него удалены не подходящие по идейным соображениям персонажи. Скажем, Давид Сешар, друг главного героя Люсьена де Рюбампре. Хотя в романе как раз Давид и тянет на ключевого персонажа. Вообще, создатели фильм пошли по формуле «три в одном» - сразу трех героев романа уместили в одном — Рауле Натана, от имени которого и ведется рассказ.
Создатели фильма сохранили название произведения, но придали ему иной смысл. Если у Бальзака поэт Рюбампре утрачивает иллюзии в любви, то в картине режиссера Джанноли он разочаровывается в сливках парижского общества, богемной публике, буржуа и даже немножечко в политических порядках. В ленте, конечно, присутствует крушение иллюзий о Лауре и Петрарке новой эпохи, но опять-таки через глубокий социальный фильтр - «Что они с нами сделали?!» - восклицает в отчаянии первая возлюбленная Люсьена — дворянка Луиза.
В фильме отметился и Жерар Депардье — в роли владельца издательства, не умеющего читать, но прекрасно способного считать деньги. Премию «Сезар», как лучший актер второго плана получил Венсан Лакост, блестяще сыгравший роль редактора Этьена Лусто. Прямо скажем, заслуживавший большего. Но, видимо, премиальное жюри сочло неуместным давать награду за лучшую актерскую работу исполнителю не главной роли. Ну а победа Бенжамина Вуазьена, исполнители роли Люсьена, в номинации «Самый многообещающий актер» выглядит как утешение. Он сыграл неплохо, даже хорошо, можно сказать. Но явно недотянул до до своего героя — мечущегося, страдающего, бросающегося в омут рискованных интриг, поэта. Разрывающего в клочья свою поэтическую натуру. Все это ярко передает операторская работа, костюмы и краски — их тоже отметили «Сезаром». Впрочем, в этом и состоит, видимо, драма сегодняшнего антибуржуазного кино — когда от исполнителя главной роли требуется внутренняя зажигающая зрителя искра, огонь, убедительность — тот их просто не может не находит у себя.
Зато исполнительницы женских персонажей подобраны изумительно — месье знают толк в дамах! Как молодые актрисы (Саломе Деваэль), так и знаменитые (Сесиль де Франс, Жанна Балибар — она еще и неплохая певица, кстати) не оттеняли героев-мужчин, но великолепно дополняли их. Это я к тому, что фильм выдержан без модных, но мутных лгбт-шних заморочек. За это создателям положен дополнительное мерси.