В погоне за мечтами главное не зайти слишком далеко«Утраченные иллюзии» не могли пройти мимо моего внимания сразу по нескольким причинам. Начнем с того, что фильм основан на одноименном романе Оноре де Бальзака, что уже само по себе интригует. В качестве режиссера здесь выступает никто иной, как Ксавье Джанноли, лауреат Каннского кинофестиваля, а также иных престижных премий. Наконец, в актерском составе числятся как молодые перспективные звезды (Бенжамен Вуазен, Саломе Деваэль), так и заслуженные знаменитости (Ксавье Долан, Жерар Депардье). Так что фильм однозначно попал в разряд обязательных к просмотру, и теперь поговорим о нем более детально.
Главный герой, Люсьен Шардон, хорош собой, умен, обаятелен и талантлив. У него врожденный талант к писательскому ремеслу, который под должным руководством может привести к выдающимся творческим результатам. Однако в своей родной провинции у Люсьена нет никаких шансов выбиться в люди, а потому его дорога лежит в Париж, где мечты имеют свойство претворяться в реальность.
Заимев весьма серьезные знакомства, Люсьен начал шаг за шагом повышать свой статус среди элиты. Он без долгих раздумий соглашается на необычайные предложения, ловит каждый шанс, позволяющий ему выстроить успешную карьеру, но одновременно с этим молодой человек понимает, что он начинает терять самого себя. Общение с похотливыми, жесткими, бесчестными людьми словно подтачивает его изнутри, но когда на горизонте маячит успех, то остановиться уже очень сложно.
Уже с первых кадров фильма видно, что снимал его настоящий мастер своего дела. Ксавье Джанноли с годами не только не растерял былой пыл, но кажется, будто даже удвоил его. Режиссер смакует героев и пейзажи, которые находятся в его распоряжении, старается показать всю красоту и блеск высшего общества, ноне забывает о том, что в любой истории должна быть мораль. У Бальзака она имелась, причем довольно яркая, резкая и справедливая. Это же постарался продемонстрировать в своем фильме и с Джанноли. При помощи игры света и тени, музыкального сопровождения и различных драматических приемов он сгущает краски, и чем ближе кульминация, тем сильнее поднимаются ставки и растет напряжение. Переход от света ко тьме здесь довольно плавный и вместе с тем ощутимый. Браво, режиссер! Вы меня снова покорили.
Что касается заигрывания с Бальзаком, то знающий зритель заметит некоторые элементы расхождения между кино и литературным первоисточником, но все это не имеет огромного значения, так как режиссер отлично понимает, что хочет показать своему зрителю, как достучаться до него и чем удивить. Некоторые моменты экранизации более жесткие и откровенные, нежели у Бальзака и это усиливает впечатление от просмотра. При этом не ощущается кощунственного отношения к роману, так как фильм является его неким дополнением, смелым взглядом, которые уважительно относится к старым канонам, но и не боится раскрывать историю с точки зрения современного человека.
В целом могу сказать, что фильм получился достойным. «Утраченные иллюзии» запросто увлекут вас в себя, подарят несколько незабываемых откровений и лишний раз напомнят о том, что всегда и везде нужно быть в первую очередь собой. Не гонитесь за бесплотными фантазиями, будьте в согласии с собой и смотрите только хорошее кино.
8 из 10