«Загнанных лошадей» не пристреливают, а ссылаютБританцы, чья способность снять качественный шпионский триллер, да еще и многосерийный, в последние годы можно было поставить под сомнение, вдруг взбрыкнули и сняли добротный, увлекательный сериал, да еще и с хорошей примесью классического английского юмора.
«Медленные лошади» (оригинальный перевод «Хромые кони») - это типа «Сбитые летчики», отправленные на скамейку запасных. А уж сколько придется штрафникам на ней скамейке пребывать — решать начальству. В сериале описывается неказистая поначалу жизнь отдела спецслужб для «ссыльных» сотрудников. Один не удержал в узде свои гормоны и переспал с женой иностранного дипломата, другой провалил учебное задание, третий - … Да мало ли может быть причин, по которым работника выведут с «ипподрома». Отдел размещается в неказистом здании — там, где и положено, с глаз начальственных долой. И чем-то даже смахивает на исправительное учреждение — англичане любят вдавливать в сознание визуальные образы непосредственно перед изложением сути. Скрипучие двери, металлические лестницы, от чего присутствие в кабинетах компьютеров поначалу слегка удивляет.
Работенка, как можно догадаться, у этого коллектива лузеров непыльная. В том смысле что копыта в скачках за врагами Королевства им не сбивать и не марать. А вот навоз в в виде мусорного ведра подозрительного субъекта разбирать подчас приходится. Вот так и скрипит потертое седло, разве что ветер не холодит былую рану. По причине отсутствия возможности получить таковую.
Однако нет никакой гарантии, что однажды эта унылая и заполненная несвежим воздухом конюшня не запылает. Причем под ударом и на грань физического выживания поставлены все кони. Им предстоит спотыкаясь, с неумным ржанием, проявить прыть и красоту галопа победить в этом конкуре. Иначе придется распрощаться не только с надеждами вернуться в главное стойло (офис MI5), но и вообще с жизнью.
Британская щепетильность в выборе актеров здесь предстает во всей красе. Центральные персонажи — пытавшийся стать Джеймсом Бондом смазливый Ривер Картрайт (его здорово играет Джек Лоудон) и мудрый, разуверившийся во всем и упивающийся унижением подчиненных циник Джексон Лэмб (его еще более здорово играет один из лучших актеров мирового кино Гэри Олдмен). Конфликт опытного, но разочарованного суперпрофи и увязнувшего в трясине карьерной неудачи и голодного до подвигов юниора. Суперпрофи понимает (даже, скорее, знает), что спустя годы на службе Ее Величества молодой боец превратится в него и порою дает ему понять. Но «недоБонд» злится, ему кажется, что его унижают, попусту шпыняют. А тот учит его не только покорять вершины, но и получать оплеухи судьбы, терпеть потери. «В твои годы я похоронил дюжину близких знакомых. «Если ты не готов проходить через смерть — открывай дверь и проваливай!» Просто и цинично.
Да, юмор бритов, казалось, сильно увядший на ниве мультикультурализма, усилиями продюсеров, сделал попытку восстать из небытия. Удачную попытку, замечу. «Люди стоят на остановке. Чего стоят? Может, шпионы? - А если они просто ждут автобуса?», «Я не хотел его убивать! - Еще бы! Если бы хотел — он бы сейчас дышал!», «Они вошли сюда втроем, а вышли вдвоем - Как вы догадались? По следам? - Ты что, дебил? Вон труп!» и так далее. Причем жанровое разнообразие подано умелыми мазками, без копошения и мельтешения.
Центральная интрига, которая по замыслу, должна либо угробить «лошадок», или произвести коллективный катарсис, отчасти скомкана и представляется сомнительной. Похищение некими ультраправыми кабацкого хохмача (типа «Камеди клаб») сопливого возраста, оказавшегося в родстве с шишкой важного силовика одной из восточных стран, конечно, несет в себе мультикультурный подтекст. Мол, спецслужбы есть крыша для всех британских граждан — вне зависимости от политических, происхождения и веры. А с виду туповатый и прямолинейный «белый брит» на деле оказывается проницательным и предельно хитрым типом. В общем, враг не дремлет, соотечественники. Но даже этот аспект не свербит в ходе просмотра, у создателей чувство меры вполне присутствует, благодаря чему зрителю даже не стоит врубать мозг на полную мощность, дабы разобраться в сюжетных хитросплетениях. За него все обдумают экранные спецслужбисты.
Сериал снят по одноименному роману Мика Херрона, которого называют «Ле Карре наших дней». Завышенная оценка, конечно. Впрочем, она подобна столь же завышенному самомнению киношных сотрудников MI5, в грош не ставящих обитателей «Слау Хауса», но порой не способных противопоставить свое мастерство и статус безудержной смелости официальных неудачников. Создатели «Медленных лошадей», кажется, не упустили ничего — экшн, черный юмор, непредсказуемый исход борьбы отцов и детей, вспыхивающие служебные романы с открытым финалом и даже намек на обращение к моральным ценностям. Карьера или верность дружбе? Падающего — выручи или подтолкни? Закон или верность корпоративным интересам? Понятно, что ответы, даваемые реальным состоянием и традициями британских спецслужб, часто не совпадают с увиденными на экране.