Второй сезон.В век 'Родины', 'Бюро', 'Телохранителя' и прочих 'Американцев' закоренелые поклонники классического шпионского детектива наверняка думали, что истинный жанр умер вместе с покойным Джоном Ле Карре. Если кто-то и вдохновляется его творчеством, то лишь стилистически, да так, что сразу намеки или кивки в сторону мэтра и не заметишь. Последняя, во всех смыслах достойная, экранизация его романа выходила в 2011 году, чешский сериал 'В неведении', фактически приблизившийся к сюжетам уровня классика, видели лишь немногие (даром что производства HBO).
И тем особенно приятнее возвращаться к внезапному хиту 2022 года, 'Медленным лошадям' (Slow Horses, 2022), которые все настойчивее напоминают лучшие образчики шпионского детектива (как киношного, так и литературного). Даже удивительно, что такое шоу получилось у автора типично детской ленты 'Приключения Паддингтона', причем авторы настолько уверовали в собственный успех, что сняли сразу два сезона, а в перерывах между их трансляцией еще и материал для третьего успели подготовить!
Но обо всем по порядку. Во втором сезоне в глаза заметно бросается как развитие персонажей (спасибо, хороший сценарий), так и самого проекта. Вместо фактически чистой шпионской комедии а-ля 'Напряги извилины' или недавнего 'Шпиона' проект внезапно обретает все более серьезные черты. На смену скетчевой незатейливой истории про пакистанского студента в заложниках у тупоголовых британских националистов приходит мрачная масштабная сказка о русских шпионах, причем мрачная настолько, как будто прибыла прямиком из времен Холодной войны, и рассказанная все тем же Ле Карре. Да, здесь все еще есть место хорошему юмору, шеф 'Слау хаус' все еще 'любит' своих подчиненных, но теперь проект уже не выглядит эдаким офисным ситкомом: шутить теперь некогда, нашим недотепам предстоит раскрыть настоящий шпионский заговор.
И еще одним жирным реверансом Джону Ле Карре становится любое появление Гари Олдмана в кадре (а во втором сезоне он практически все внимание замкнул на себя), ведь именно Олдман все в том же 2011 году был номинирован на Оскар за великолепное исполнение роли любимого персонажа Ле Карре. Сейчас же его обрюзгший, грязный, вонючий, циничный и сварливый Джексон Лэмб еще больше напоминает Смайли - ведь именно он тут играет главную партию во вскрытии подковерных интриг российских злодеев, именно он здесь демонстрирует такой феноменальный профессионализм, что диву даешься - за что такого талантливого офицера отправили в служебную ссылку? Плюс тот же взгляд, тот же голос, 'ужимки' - как будто смотришь обещанный сиквел 'Шпион, выйди вон!', что особенно бросается в глаза в эпизодах допросов с участием Олдмана-Лэмба. Очень приятно, что хотя бы этот персонаж удерживает Гари от пенсии, ведь он действительно достоин такого воплощения, да и как последняя роль выглядит очень даже недурно.
Джек Лауден снова вернулся к роли молодого контрразведчика Картрайта. Однако и он изменился - возмужал, набрался опыта, превратился из 'зеленого юнца' если не в 'прожженного опера', то хотя бы в кого-то вроде этого. Да, местами он также тупит и попадает в глупые ситуации, но с честью из них выходит и продолжает спасать Британию. Кристин Скотт Томас все та же железная леди, Фредди Фокс все такой же самовлюбленный идиот, а Джонатан Прайс все так же зловеще смотрится в кадре. Отдельное спасибо кастингу за Захари Бахарова во второстепенной роли русского головореза (всегда приятно видеть в кадре этого артиста после его исполнения оперативника ФСБ в 'Бюро') и за Раде Шербеджия (Борис Бритва из культового 'Большого куша'!) в роли местного аналога шпиона Карлы из романов Ле Карре (кто знаком с творчеством писателя, тот понял). Но несмотря на все это, лично я уж очень скучал по Оливии Кук, здесь большой дефицит красивых женщин, а она в проект вписывалась идеально.
Что касается извечных опасений о западном взгляде на русских, то хотя бы здесь, к счастью, они не сбываются, хотя и не беспочвенны. Конечно, штампы вроде водки, шахмат, радиоактивного отравления (очевидная отсылка к полониевой истории) известного оппозиционера (даже фамилия тоже начинается на 'Н') и злого ФСБ-СВР в наличии, но это не вычурно и не навязчиво. Русских спецагентов здесь изображают аккуратно и осторожно, почти пунктирно, ведь в основном все зло творят российские уголовники и наемники, так удачно задействованные русской разведкой. Местные русские - это, главным образом, лысая гопота в кожанках и золотых цепях, но мы-то знаем, что правят балом щеголеватые красавцы в стильных костюмах, пусть и появляются в кадре редко.
Стилистически новые 'Медленные лошади' напоминают смесь из 'Убивая Еву' (скорее всего вылизанной до блеска картинкой, минус безумие и ЛГБТ-навязчивость последней), 'Шпион выйди вон' и даже 'Шерлока'. Многое в плане операторских изысков, визуальных и даже музыкальных решений привнес с собой новый режиссер Джереми Лавринг, снявший почти все серии второго сезона, а ранее трудившийся над 'Шерлоком'. Причем иногда возникает впечатление, что события указанного проекта и история подразделения Лэмба происходят в одной Вселенной, а это очевидный комплимент 'Лошадям'.
С еще большим нетерпением ждем третий сезон.