ЭПИЧЕСКАЯ, КОМЕДИЙНАЯ КИНО-ПОЭМА КАК ПАРОДИЯ НА НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТОРИЗМЯ тут отлично провела время, начав смотреть новый, комедийный, эпический отечественный сериал Угрюм река. Ужасно смешное кино. Наверно так и возникают нелепые истории о династиях успешных прохиндеев. Да, чего изобретать? Все эти славные истории о выдающемся вкладе в развитие наций «рокфеллеровскими» семейки пиратствующих контрабандистов и прочее. И, «успех» любого предприятия произошел, конечно, из-за выдающихся талантов всей династии, мечты о величии родины, а вовсе не из-за успешного разбоя дедушки на большой дороге, пиратстве, грабеже соседей и прочей успешной предпринимательской деятельности.
Фильм, как сериал — снят отлично. Сценарий несколько утрирован и сценарист изрядно потрудился, придавая сатирической иронии сюжету и второстепенным сюжетным линиям, придающим эту ироничную окрашенность всей истории о выдающемся таланте бизнесмена продемонстрированном в исполнении главного героя. Содержание сценария, конечно дало возможность режиссеру, тоже проявить находчивость и смекалку, что называют в современном новоязе называемое «бенчмаркинг». Далее поясню, в чем же режиссер проявил современное видение и как он это опыт лучших «реализовал» в своем фильме).
В силу, того, что на пол пути снятия сериала, режиссер приобщился к современному киноискусству — как итог, в фильме явно отслеживается непрекращающийся стеб, возникший то ли случайным образом, то ли намерено продавленный режиссёром, из-за такого вот прочтения сценария. Книгу, по мотивам которой создан фильм, я не читала, но по общей сюжетной линии, предполагаю, что по задумке автора романа, это — драматичная эпопея о жизни сподвижника-предпринимателя, в погоне за мечтой.
По сценарию получилось, что главный герой, в общем, слабовольный и подловатый отпрыск своего папы, вполне унаследовавший его огромное эго, и в процессе папиных «наставлений» обзавёдшийся навязчивой идеей покорить мир и стать властелином Угрюм реки, что бы папа его «не гномил». Части персонажей я уже присвоила гордые условные имена, которые у меня ассоциируются в современных реалиях, с плохим мышлением, плохим образованием, подлостью и высокомерием. Так, что характеры героев, представленные в фильме, вполне занятны и находят множество примеров в нашем настоящем и жизненном, которое длится сейчас.
Народ в фильме представлен весьма живописно. И под народом я тут понимаю не только простых «людишек», но и купчиков и чиновников, и господ благородных и дворянских. Все они, в фильме, характеризуются общим набором черт личности — тупость, эгоизм, лень, и желание, кого-нибудь обмануть, надуть, а то и устранить физически, к личной выгоде. Вот, почти все герои фильма, и главные и второстепенные, без исключения. У каждого действующего лица, на первом месте личный интерес. Мужчины в фильме, в основном тупы и подлы. Да, один персонаж, оказался особенным идеалистом, с набором индивидуальных заблуждений и своего личного кодекса чести. Его я прозвала самураем. Конечно, великий предприниматель и покоритель вселенной умудрился продать, единственного честного человека в его никчемной жизни. Попутно рассказывая всем, и себе в том числе, что нет… он это все делает ради блага отечества…, своего.
Женщины в фильме, по большей части или глупы, или продажны. Однако романтизм присутствует в некоторых сценах, и тема истинной, высокой любви раскрыта довольно полно. Представлена любовь родителей к своим отпрыскам, и романтическая любовная линия, как в классическом «романистском» понимании (дамские романы о любви), так и в трагичной трактовке триллеров. Возможно, сценарист или режиссер, осень влюбчивы в реальной жизни, а, автор романа не поскупился на описание своих романтических мечтаний. Главный герой, прост как «казанова» в своих любовных похождениях. Почти в каждой серии, на своем длинном жизненном путешествии по Угрюм реке, на протяжении всей ее акватории и в каждом, хоть сколько-нибудь населенном пункте «героический сподвижник купечества» Прохор Петров — переживает романтическое приключение.
И, еще — это очень, очень забавный момент, который четко обозначился примерно к середине сериала — актер или режиссер — оказались фанатичными поклонниками, популярнейшего сериала Викинги. Мимика и жесты главного героя, полностью заимствованы у актера сериала Викингов, исполнившего роль Рагнара — тоже наиглавнейшего персонажа, покорителя вселенной, в стилистике норвежских эпосов. Это довольно просто обнаружить сравнив несколько сцен из середины фильма Угрюм река и, также из середины сериала Викинги — сущий, очень современный бенчмаркинг)). Наверно, во втором сезоне Викинги — это, довольно четко уже обозначилось. Характерные жесты руками и движение головой, и шеей у Рагнара из Викингов, и у главного героя Угрюм реки — «не рагнара» — эти жесты не столь ярко выражены в отечественном сериале, но вполне заметны. Похоже на копирование образа, и заимствование характеристических жестов персонажа, для придания некой, нервической специфики образу героя фильма. Внешний типаж актера исполнившего роль Прохора, довольно схож. Наверно, это желание и задумка режиссера, так как актерский состав фильма, все же формирует режиссер. Режиссер принимает решение о том, как актерам представлять характеры и личности персонажей.
Главный герой — Прохор Петров, совсем «орагнарился» к финалу и даже демонстрирует некоторые, косвенные пристрастия «рагнарского типа» к концу фильма. И как настоящий викинг, предпочитает бегать от ответственности по тайге, и предаваться своим надуманным мистическим верованиям на основе сказочных баек. Никакого «прогрессорства» и великой миссии созидания из главного героя не получилось, судя по фильму, а получилось все как всегда — ничего выдающегося, главное — деньги.
Я делала раскадровку по сериям сезона и, думаю уместно добавить, несколько слов о замечательной работе всей киносъемочной группе. Предположительно, судя по типу кадров, съемка проводилась с использованием современного оборудования — в том, числе дронов. Почти все мизансцены, сняты на реальных натурных видах, в сложных съемочных условиях. Видео ряд картины, отличается подлинной картиной пейзажей, сложными постановочными трюками, съемкой в некоторых стесненных пространствах при постановке сцен в различных интерьерах. Использованы современные приемы операторской работы с кадром, удачные художественные решения по композиции реквизита в кадре и цветовые сочетания учитывающие не только костюмы персонажей, но и те атрибуты реквизита, которые в некоторых сценах используют актеры. Нетривиальные ракурсы, добавляют эмоциональности в зрительское восприятие. Это один из немногих фильмов, в котором весь съемочный процесс совершенно реален, искусственное вмешательство в видео ряд, в виде дополнительной компьютерной графики — минимально. В художественном смысле создания видеоряда, фильм абсолютно достоверен и если бы, персонажи задействованные в фильме были перенесены в реальные условия жизни, то таким бы и оказался их быт.
Фильм смотрится интересно и некоторые личные истории героев занимательные. Как длинный, полу мистический сериал, для проведения времени без напряжения — вполне годное кино. Длинная история из страстей. Зрелищности в фильме нет, но предпринята попытка игры в психологизм, наверно это основной занятный элемент всего сериала. Я полагаю, что фильм соответствует своей жанровой принадлежности как около историческое кино или кино-поэма, и, среди множества других подобных сериалов заслуживает просмотра.