Незаметная ночь.«Тихая ночь» снята на популярную нынче тему апокалипсиса, но по жанру представляет собой не столько фантастику, сколько трагикомедию с довольно невнятным сюжетом и с не самыми приятными персонажами. Забавных эпизодов в фильме немного, драмы тоже – зато много словесных разборок, ненормативной лексики и всевозможных штампов, характерных для историй о предстоящем конце света.
Лента является дебютной полнометражной работой малоизвестного режиссёра
Камилль Гриффин, которая до этого снимала только корокометражки. И здесь тот случай, когда первый блин в большом кинематографе, скорее, вышел комом.
В картине добротный актёрский состав, в котором, в первую очередь, замечаешь присутствие
Киры Найтли и
Мэттью Гуда. Особых претензий к актёрской игре при просмотре не возникает. Операторская работа тоже вполне на уровне – картинка яркая, сочная, а там, где требуется – весьма мрачная и депрессивная. В отдельных моментах чувствительный зритель даже может выдавить из себя слезу.
Парадокс, однако, в том, что сопереживать героям фильма абсолютно не получается. Да и режиссёр, судя по всему, к этому не слишком стремилась. Почти все основные герои картины (что взрослые, что дети) – довольно отталкивающие персонажи, которые больше заняты выяснением личных отношений, часто – в весьма грубой форме, чем попыткой достойно провести возможные последние часы своей жизни.
С другой стороны, если отрицательные черты героев введены в сюжет намеренно, а фильм представляет собой сатиру, то не совсем понятно, что в первую очередь высмеивает автор – семейные ценности и жизнь обеспеченного среднего класса, социальное неравенство, государство, оказавшееся беспомощным перед лицом опасности, или же вся картина в целом – это пародия на фильмы про конец света, а заодно – на привычные рождественские сказки. Ведь именно на рождественской вечернике предстоит встретиться героям ленты.
В любом случае, ирония здесь оказывается достаточно беззубой, а человеческая трагедия, напротив, ощущается крайне слабо.
Отсюда кажется, что и актёрам не вполне понятно, для чего их персонажи собрались вместе – то ли просто потому что «вместе веселее», то ли из страха перед надвигающимся бедствием, то ли, чтобы поддержать друзей и членов семьи в тяжёлую минуту. Так или иначе, получилось не очень – как, впрочем, и с самим апокалипсисом, который вызван то ли экологическими проблемами и последовавшим за ними природным катаклизмом, то ли злобными русскими. Хотя последнее в фильме, скорее, напоминает стёб.
В итоге назвать какие-то веские причины для того, чтобы тратить полтора часа своего времени на этот фильм, очень непросто. История получилась несмешной, не пугающей и не самой оригинальной. Пощекотать себе нервы здесь, вероятнее всего, не получится, а среди картин про апокалипсис, как и высмеивающих современное мироустройство, можно найти куда более достойные.