Поступь неминуемого небытияЯ хотел написать об этом фильме как только он вышел, но все не находил времени. Теперь, если говорить откровенно, фильм смотрелся бы совершенно иначе, хотя, прошло всего полгода. Почему же? Потому, что это фильм своего времени, причем, относительно небольшого временного промежутка.
«Тихая ночь» представляет собой остро-социальную (местами даже политическую) сатиру. Я был глубоко убежден, что этот фильм создан командой английских антиваксеров, оппозиционеров и бунтовщиков. Но тут есть одна «пикантная» особенность: Фильм был снят в 2020 году, то есть, еще до всей истерии с вакцинацией, поэтому «Тихую ночь» разные страны смотрели с разных углов. Есть более глубокий взгляд на фильм – весь мир должен уничтожить себя; мы в ответственности за то, что будет после нас и т.д., но все эти смыслы теряются, потому что фильм вышел тогда, когда вышел. Временная актуальность заглушила извечные мотивы.
По сюжету большая английская семья собирается в доме, чтобы отпраздновать Рождество и умереть. Такие себе планы, и некоторых это действительно смущает, хотя, другие настроены абсолютно решительно: так надо, потому что так сказало правительство, а оно знает, как лучше. Что выйдет из этого сражения – смотрите сами, иначе без спойлеров дальше не обойтись. В любом случае, мы видим, что без явной политической подоплеки фильм не обошелся. Видим общество, разделенное на «За», «Против», «Сомневающиеся». Не это ли яркая черта того, что происходило в прошлом году со всем миром?
Примечательно, что о режиссере фильма нам почти ничего неизвестно. Да, она – мать известного молодого актера Романа Гриффина Дэвиса, который запомнился нам по фильму «Кролик Джоджо». В «Тихой ночи», он, конечно же, появился, как и двое его братьев. В середине нулевых режиссер Камилль Гриффин сняла несколько короткометражных фильмов, известных в очень узких кругах, после чего ее карьера, казалось бы, закончилась. Но вдруг совершенно неожиданно ей захотел высказаться, и она это сделала, несмотря на скудный опыт, довольно сносно.
Самостоятельно написав к фильму сценарий, Камилль начала сотрудничать не с самыми удачными продюсерами. В их числе – Селин Рэттрей («Грязь»; «Все еще Элис»), Труди Стайлер (самые заметные фильмы спродюсировала в конце 90-х – начале 00-х – «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш»), Известный продюсер – Мэттью Вон. На его счету и трилогия «Kingsman», и байопик «Рокетмен». Были и провальные проекты («Фантастическая четверка», «Бладшот»).
В целом, у фильма 14 продюсеров разного уровня. Это нормально. Тем более странно, что у фильма была очень слабая рекламная кампания и ограниченный прокат.
Каких-то сложных операторских решений у фильма не было, поэтому фильм снял не самый известный оператор, у которого за плечами лишь одна серьезная работа – в сериале «Дарреллы». Композитор у фильма спорный – ему удалось собрать в карьере значительное количество провальных премьер – «Черная вдова», «Смертельная зона», «Гемини», «Тихоокеанский рубеж 2», ну не будем его судить, здесь к его работе претензий, по крайней мере, нет. Монтажом занялась Пиа ди Чаула, которая до этого специализировалась на сериалах. Самая известная работа – «Корона». У ее коллеги – Мартина Уолша – были работы и посерьезнее – «Великан», ««V» значит Вендетта», «Чикаго», «Золушка», «Принц Персии».
Если смотреть на команду в целом, ее нельзя назвать слабой. Она скорее посредственная.
Фильм попутешествовал по миру, но сборы получились достаточно скудные – «Тихая ночь» не собрала и миллиона долларов. К слабому маркетингу можно прибавить и тот факт, что люди, подуставшие от вечного негатива, тем более, в тяжелые 20-е, почитали описание и решили выбрать другой фильм. И их можно понять. Меня же такое описание привлекло. Но фильм получился не таким глубоким и интересным, как я надеялся. Несмотря на сильную актерскую игру – к сожалению, только детскую и подростковую, несмотря на заложенную мораль фильм не выполняет своей главной задачи – мы не сочувствуем героям. Вообще. Они нам неинтересны. Нас знакомят с ними очень поверхностно, из-за чего создается ощущение, что мы смотрим последнюю серию длинного сериала. Сразу невольно вспоминается полнометражный фильм «Аббатство Даунтон», который был снят исключительно для тех, кто смотрел сериал. Это говорит о том, что над созданием образов героев поработали, конечно, слабовато.
Об актерах ничего плохого или хорошего не скажу, потому что единственный запомнившийся персонаж – ребенок Арт. Именно в его уста вкладывается истина, если следовать поговорке, либо же здравый смысл, если говорить точнее. Именно он – самый яркий герой, выделяющийся из всей плохо запомнившейся мне серой массы. Даже актриса с большой буквы – Кира Найтли – теряется в ней. Возможно, такой и была задумка. Ах, конечно, не стоит забывать, что режиссер – мама Романа Гриффина Дэвиса, который и сыграл Арта, и она, может даже невольно (шутка – явно намеренно), будет заострять внимание зрителя на своем чаде. Какая там Кира Найтли?
Несмотря на очевидные минусы, большой плюс фильма – смелость. Далеко не каждый режиссер может себе позволить поставить социально-политический вопрос как лейтмотив своего творения.
Важным плюсом является разнообразие моделей поведения в критической ситуации – несмотря на картонных героев, интересно наблюдать за тем, как каждый из них реагирует на неминуемую смерть через несколько часов – кто-то паникует, кто-то принял решение и готов, кто-то истерит, а кому-то уже все просто надоело. Это разнообразие лично меня порадовало. Оно позволяет хоть немного больше узнать о героях и их мотивации.
Не плюс и не минус, а общий факт: не верьте заявленному жанру. «Тихая ночь» - это не комедия. Он был так назван непонятно по какой причине и непонятно с какими целями. Из-за этого фильм собрал не ту аудиторию. Лично я был уверен, что иду на черную комедию, они выходят редко, поэтому ценны, в итоге я пришел на социально-семейную драму с политическим зарядом, из-за чего пришлось резко перестраивать свое представление о фильме, чтобы не разочароваться совсем. Да и грусти эта драма особо не вызовет, но попытается – куда ж без этого в фильме о конце света?
Сейчас сложно снять фильм, который будет вписан в историю мирового кинематографа. Если изъять «Тихую ночь» из истории, фундамент не рухнет, да и вообще, никто ничего не заметит. Поэтому, к сожалению, фильм уходит в небытие, которого так ждут его герои. Если бы над фильмом поработала команда посерьезнее – возможно, он вошел бы в историю как качественная, многоуровневая кинопритча. А так – рейтинг КиноПоиска – 6.3 (на момент написания), 5.7 от IMDb. Даже критики приняли его не очень тепло – средняя оценка от них – 6.2. Я же, пересилив себя, поставлю за старание
7 из 10