Ваше благородие, госпожа УдачаКогда люди смотрят кино, они, как правило, ожидают увидеть один из двух противоречащих друг другу типов историй: истории о них самих или о тех, кто на них совсем не похож. Во втором из описанных случаев персонажами могут быть волшебники и супергерои, спасатели и гениальные врачи. Но ко второй группе с тем же успехом относятся и какие-нибудь героические полицейские, и агенты-разведчики. А еще киллеры и убийцы – «профессионалы». Эта группа сомнительных личностей всегда могла привлечь зрителя своим отрицательным, порою инфернальным обаянием, отсутствием всяких моральных устоев, что делало их по-своему всемогущими, наделенными особыми физическими возможностями, невероятными навыками. Но воспевать тех, на ком клейма негде ставить – дело спорное, к тому же, снимать об одном и том же просто скучно. Поэтому кинематографисты старались и стараются привнести в давно знакомый жанр что-то новое, даже если это не совсем забытое старое: например, показать убивцев смешными, нелепыми, абсурдными, а их кровавый жестокий мир наполнить толикой безумия.
Выбор в качестве главного героя человека неудачливого – прием не новый, знакомый поклонникам кино еще с давней классической комедии с Пьером Ришаром, но в случае с наделением такой особенностью преступника старые темы начинают играть новыми красками. Ладно, допустим, не очень новыми, но все же. «Быстрее пули» предлагает посмотреть на тему невезения, как минимум, с двух сторон, рассмотреть данный феномен как явление сложное. Да, герою Брэда Питта катастрофически не везет влипать в разные опасные истории, получать от судьбы удары то слева, то справа. Но ведь этот герой до сих пор жив и вполне бодр в его более чем зрелые года. Таким образом, герою Питта удивительно везет выходить из указанных историй «сухим их воды», чего бы это не стоило его, наверняка, абсолютно седому и насквозь прокуренному от постоянного стресса ангелу-хранителю. Смею предположить, что подобная совокупность тотального невезения и тотального парадоксального везения – вещь более надежная, чем присущая кому-то удача, которая, как известно, дама капризная. Поэтому никому не стоит грустить, что он невезуч: возможно, все ровно наоборот.
В «Быстрее пули» также сделан акцент на извечном конфликте реальности и иллюзии. Скажем, практически все задействованные в фильме герои не имеют имен, а только прозвища и позывные, все разыгрывают спектакли и обманывают друг друга. Вот только этот перманентный цирк абсолютно не способен никого ввести в заблуждение, притворство в «Быстрее пули» раз за разом проигрывает реальности, что должно бы показать бессмысленность и даже вред лукавства и полуправды в обычной жизни. Однако, несмотря на многочисленный символизм по части создания видимости, фильм не доводит свой вывод по ее поводу до конца, поскольку на смену неловкому театру не приходит, торжествуя, настоящая, искренняя и выигрышная для всех реальная жизнь.
Более остального мне понравилось создание образа антагониста этой картины, причем, я не имею ввиду ни внешность, ни игру задействованного в фильме актера. Гораздо больше значения имеет его история. Выбор для него русского происхождения – ход очень удачный, особенно, если учесть, насколько точно описаны его действия и манера поведения, ведь в этом всем безошибочно узнается бессмысленный и беспощадный бандитизм с его понятиями вместо законов, отсутствием любой морали, ценностей в совокупности с дешевой драмой. Финал картины для этого героя также несет в себе определенный вывод, с одной стороны, не слишком позитивный, поскольку превозносит роль случайности в судьбе подобных персонажей, но с другой, доказывает, что даже над случайностью надо работать.
Если же отвлечься от всех вышеописанных рассуждений, то несложно заметить, что «Быстрее пули» нарочито и бессовестно эксплуатирует давно привычный и узнаваемый образ Брэда Питта. Явно картина снималась только ради него. «Пуля» построена на вальяжном, расслабленном обаянии своего главного актера, а невезение его героя помогает не перегружать и не усложнять атмосферу, добавляя в нее юмор. Юмора на долю Питта выпало действительно много, и, местами, даже удачного, особенно отмечу весьма уместную иронию над возрастом вечного секс-символа. То, что в картине имеют место сразу несколько камео звезд первого плана – тоже магия Брэда Питта, ведь там, где есть такая звезда первой величины, должны быть хотя бы в эпизодах столь же звездные актеры.
В целом, сценарий «Быстрее пули» довольно примитивен, это не столько полноценная история, сколько набор приколов. Здесь есть проблемы с мотивацией, приблизительно, у всех героев, никто из них не наделен ни убедительным прошлым, ни настоящим. В «Пуле» есть здесь и сейчас, периодически перебиваемые необходимыми время от времени флэшбеками. Редкие элементы более сложных причин поступков героев, чем деньги, банальны и просты. Однако, фильм в достаточной мере динамичен, забавен, ироничен и самоценен, что я вовсе не уверена, что его стоило бы усложнять всеми упущенными деталями жизни миллиона его персонажей.
Удивительно, но я получила определенное удовольствие от просмотра столь простого и незамысловатого кино. Грешу, конечно, на обаяние Брэда Питта, но счет, как говорится, на табло. «Быстрее пули» - хорошее развлечение, вполне подходящее для отключения мозга и поедания попкорна фоном, фильм веселый, неплохо музыкально оформленный. Его особенность в том, что смотреть каждую минуту этого фильма интереснее, чем фильм в целом – в нем нет условно центральной сюжетной линии, все перманентно, все в движении, как поезд, где происходят все события. В этом есть свое определенное обаяние.