Тест для российского киноСудя по всему действие происходит в Москве, где некий Алексей, от имени которого и ведется изначально повествование, знакомится с заранее обдуманным планом с аспирантом психологии Эльвирой. Выясняется, что ее мать Анна — тоже профессиональный психолог. И Алексей, то ли проводит, то ли проходит тестирование на женственность и мужественность… Из этого получился своеобразный психологический детектив.
1998-й год стал началом завершения периода безвременья для российского кинематографа. Безвременье наблюдалось во всех смыслах — отсутствие денег в принципе, идеологии, актеров, режиссеров, сценариев.
«Тесты для настоящих мужчин» стали попыткой найти формулу выживания российского кино в условиях рыночной конкуренции, в которой американское жанровое кино имело целый ряд конкурентных преимуществ: большие бюджеты, специальные эффекты, харизматичные (часто просто симпатичные) актеры. Казалось, что противопоставить этому почти нечего.
Но Андрей Разенков, молодой режиссер, избрал несколько безошибочных коммерческих и художественных приемов и фигур.
В первую очередь, сценарист. Выяснилось, что новая российская сценарная школа достойных авторов не предложила, поэтому обратились к опытному бойцу — Валентину Черных (на его «совести», к примеру, «Москва слезам не верит»). То, что он работал в основном в мелодраматическом ключе, оказалось очень даже кстати. Ведь состязаться с Голливудом в лихих сюжетах и экшне было бы мало реально, а Черных добавил в детективную завязку любовную линию и умеренный драматический психологизм, что не требовало особо крупных денежных трат при производстве, зато обеспечивало зрительский интерес. Зритель жаждал почти утерянного советского мелодраматизма, но внесенного в новые условия киношного и социального контекста — элемент брутальности (правда, не в духе «Бандитского Петербурга») в «Тестах…» все же присутствует.
Естественно, что для реализации такой сюжетной схемы фильма требовались неплохие актеры. И здесь сложился микс из перестроечных актеров и совсем молодой поросли. К счастью, первые не растеряли своего таланта, а вторые не сумели дела испортить. Первых в фильме представляют редко находящий соответствующее его дарованию применение Алексей Серебряков, опять же не столь часто встречавшаяся в 90-е, еще реже — в 2000-е, Анна Каменкова, и всплывшие после долгого отсутствия (актерского, во всяком случае, потому что многие роли актерством трудно назвать) Николай Еременко-мл. и Виталий Соломин. Многое в фильме держится именно на их игре, особенно на Серебрякове и Каменковой, прекрасно разыгрывающих психологическую игру в недурных, даже острых диалогах.
Обидно в таком контексте за режиссера — он остался не самой раскрученной фигурой. По существу, Андрей Разенков ничего не только достойного, но и вообще почти ничего не снял после «Тестов…» Хотя его работа стала для нашего кино и телевидения в определенной степени этапной. Вернулся интерес режиссеров к более-менее нормальным историям со счастливым концом и возник интерес к телевизионному формату, который, впрочем, почти поглотил хорошее кино. Фильм стал предтечей многих отечественных сериалов, сделанных при минимуме средств, но с максимальной отдачей. Поэтому «телевизионная» картинка не должна никого не смущать — денег ведь и вправду не было, а результат получился вполне достойным. В этом родилась «золота жила», но об этом не здесь и не сейчас…
7 из 10