Фильм окунает нас в советское прошлое, перестроечные годы, до которых донеслось эхо сталинских времен, отклики сталинских репрессий и высылок. Встреча двух главных героев - бывшего партийного деятеля Кожемякина (Тихонов) и таксистки-экспедитора Ирины (Полищук) поначалу дает надежду на то, что оба они обрели то, что искали: Ирина - солидного мужа, достаток, уверенность в завтрашнем дне, а Кожемякин - теплоту женщины, ее уважение, отзывчивость. Кожемякин мудр, умен, уверен в себе. Попав в санаторий в несезон, где Ирина - обслуживающий персонал, он теряется, выпадая из привычной среды, встречая горластых передовиков производства. Он привык к комфорту, привык не отвлекаться на бытовые мелочи. Его возмущает, что встречать его на вокзале отправили женщину (но он не делает попытки помочь Ирине), что врач санатория переходит границы субординации, и показывает тому его место, дает отпор шумной и нагловатой работнице, которая досаждала ему приставаниями. Его время прошло, но он еще силен и требует к себе внимания и уважения. Кстати, эти эпизоды, если и были задуманы режиссером как дискредитирующие Кожемякина, в настоящее время смотрятся уже совсем по-другому. Многие нынешние отдыхающие тоже ценят комфорт и хорошее исполнение обязанностей обслуживающим персоналом.
Ирина к своим годам (уже немолодая, но обаятельная женщина, имеющая взрослую замужнюю дочку) как-то ничего в жизни не достигла. И работа ниже среднего - ящики таскать, продукты перевозить. И комнатенка маленькая, где они жмутся с дочкой и ее неработающим мужем-афганцем. С мужем в разводе. И, как признается она дочке, по жизни мужчины у нее - пьянь и рвать, в том числе и муж. Кожемякин привлекает ее возможностью вырваться из ее круга, переселиться в Москву, обрести стабильность в жизни. В провинциальном городке, как искренне убеждена главная героиня, ее ничто не ждет, а вот Москва... Образ Москвы - как венца всех достижений маячит перед Ириной и ее дочкой с непутевым зятем. То ли Эльдорадо, то ли Земля обетованная. Кажется, переедешь туда - и все проблемы решены. Так и хочется задать вопрос: а что ж не сложилось так в жизни? Что ж не получилось создать все тут, рядом? Может, и не в Москве дело, а в самих героях (Ирине, ее дочери и ее муже)
И все было бы прекрасно, все были бы довольны, если не всплыли события далекого прошлого, в которых был замешан Кожемякин.
При всей вроде бы положительности главной героини Ирины (играет Л. Полещук) остается легкое послевкусие досады: зачем все это, кому это нужно, зачем с маниакальным упорством ворошить это? Нынешняя жительница квартиры, из которой в свое время выселили маленькую Ирину с матерью, не хочет думать о том, что ее жилье в темном ореоле репрессий. Она упрекает Ирину: Ходят тут, нечего ходить, прошло все.
Но в Ирину как бес вселился. Не в силах остановиться, она рушит все на своем пути. Фильм заканчивается тем, что Ирина со своими непутевыми дочкой и ее мужем так и жмутся в квартирке, правда, в Москве. Кожемякин остается один. Два небесных тела столкнулись и разошлись на свои орбиты.
Оба героя - и Кожемякин, и Ирина - не однобокие, не черно-белые. Нельзя однозначно Ирину назвать положительной героиней, а Кожемякина - этаким монстром. Оба они разные: то хорошие, то плохие, и оттого живые и реальные. Образ Кожемякина, безусловно, получился достаточно притягательным из-за личного обаяния и профессионализма актера В. Тихонова. И если целью режиссера было 'заклеймить', то как-то не получилось.
Ирина - веселая, обаятельная, и очень старающаяся влиться в круг знакомых мужа, хотя и меряющая картины на жигули и москвичи с запорожцами, чем приводит Кожемякина в потрясение.
Думается, и не могли они быть вместе. Очень уж разные.
А насчет прошлого... Ведь, действительно, что было, то прошло, быльем поросло. 'Не будите спящую собаку'.