СынСильное и крайне эмоциональное кино снял Владимир Васильевич Монахов. Это его первая режиссёрская работа, и дебют, безусловно, блистательный. ВГИК Владимир Васильевич окончил в 1952 году. Как оператор работал на ряде картин, вошедших в Золотой фонд советского кинематографа: «Высота» (1957), «Судьба человека» (1959), «Оптимистическая трагедия» (1963). Все эти фильмы объединяет одно — способность камеры заглянуть в душу героя и вывернуть её перед зрителем наизнанку. Это очень непросто сделать, но если подобное удаётся, то зритель становится не просто наблюдателем, он в буквальном смысле проживает с героями самые тяжёлые, самые драматичные моменты их экранной жизни.
В основе сценария лежит рассказ Михаила Шолохова «Чужая кровь». Написан он в 1926 году. Время, когда слова «продразвёрстка» и «продотряд» были ещё на слуху, а словосочетание «военный коммунизм» ещё не превратилось в отживший политический термин. Рассказ написан ярко, сочно, образно. Именно этими же словами хочется охарактеризовать героев фильма. Есть выражение «как по писаному» — именно так подошёл Владимир Монахов к авторскому тексту, визуализировав рассказ и наполнив его настоящими переживаниями живых людей.
Иван Герасимович Лапиков удивительный актёр. Начал играть в кино в 32 года. Вроде молодой ещё человек, однако почти все его герои — это кристальная честность и седая мудрость русского народа в одном лице. Трудно поверить, что исполнителю роли деда Гавриле здесь всего 42 года! Конечно, грим творит чудеса перевоплощения, но разве может грим помочь сыграть роль так, чтобы у зрителей потекли слёзы и от волнения перехватило дыхание? Конечно, не может. На это способен только настоящий талант, каким был, есть и будет Народный артист СССР Иван Герасимович Лапиков — неподкупная совесть русской земли.