Сильный, глубокий, многогранный, философский и вместе с тем живой фильм.
Прекрасная режиссура и игра. Замечательная операторская работа – без «красивостей», но очень органичная. Блистательный актёрский состав (Смоктуновский, Демидова, Гундарева, Симонова, Ступка, Лазарев, Невзоров и др.). И конечно музыка Исаака Шварца…
Без пафоса и какой-либо пропаганды, грустный, с иронией, то светлый, то очень драматичный, всегда очень психологичный, многослойный, совершенно лишённый пошлости и фальши фильм – трогательный, умный, правдивый.
Люди, такие разные, такие хрупкие, такие слепые и вместе с тем мудрые, чудовищно далекие друг от друга и столь же друг другу необходимые, не более чем клетки одного организма. Их чудовищные ошибки так понятны, так близки и так знакомы. Но как они сосуществуют, как взаимодействуют? Понять, услышать друг друга – в масштабах семьи, в близком кругу, в масштабах общества вот такая простая и такая сложная формула счастья.
Брат – человек с микроскопом, сестра – человек с телескопом. Воздушная, умная, наблюдательная жена, которая ещё есть ли? Гордый художник, делящий публику на элиту и плебс. И ещё один брат с сестрой – раздавленные, хлебнувшие горя, но, поизносившись, не переставшие искать любви, тянуться к чистому и прекрасному, ведь, как поётся, «любви не отнять у души». Но как любить, как разглядеть того, кто рядом, когда все время смотришь через увеличительные стекла? Как помочь, как научиться и не разучиться слышать, любить, как не быть эгоистом? Как в погоне за высоким и далёким не затоптать ближних? Ведь для кого прекрасное, разумное, вечное и истинное, если не для людей? И если проповедуешь гуманизм, то и действуй. И будь добр любить людей такими, какие они есть, со всеми их пороками и недостатками – грязненькими, ведь чистенькими их и сам чёрт полюбит.
Но общество уже расколото. И вчерашних господ, на беду оказавшихся на виду у разъярённой толпы, ждут камни, палки и кулаки. Начало века – эпоха перемен…
Несмотря на трагические повороты сюжета и на то, что затронуты некрасивые, нездоровые социальные явления (увы, существующие и сейчас, и всегда), фильм дышит огромной любовью к человеку и человечеству.
Замечательная экранизация одноимённой пьесы М. Горького (1905).
10 из 10