Умей увидеть и насладитьсяЭто энциклопедия операторского мастерства. Серо-чёрный колорит сюжетной линии, связанной со смертью Гульсары, великолепно противостоит пронизанным то солнечным, то лунным светом сценам детства и юности, приобретая символически-философское значение. Авторы снова и снова спрашивают: «Что же самое ценное? Для чего существует жизнь?»В сравнении с повестью социальные мотивы приглушены, многие эпизоды не сопровождаются речью. Камера, любующаяся тяньшаньскими пейзажами, статью лошади, безудержным бегом, перекатами чистой горной реки, тведит о том, как этот мир прекрасен в своём первозданном совершенстве. Изумительное внимание к детали, к оттенкам освещения, к небу, тучам, грозе — ко всему, что существует само по себе, вне нашей воли — местами заставляет забывать о сюжете и просто любоваться. А имитация взгляда лошади, а почти условное воспроизведение бега с молодой кобылицей, а перевёрнутый мир, увиденный Гульсары перед кастрацией! Каждым кадром можно восхищаться, но это не самоценное мастерство: оно несёт отношение к миру, открывает его совершенство Вобщем, останавливай каждый кадр и наслаждайся им!
Первая половина фильма полностью распадается на отдельные эпизоды, ни малейшего намёка на сквозное действие, на организующий конфликт нет, развитие фильма за счёт закадрового авторского голоса. Это плата за особое видение, за то, что творит фильм оператор, великий оператор. Этим объясняется и выбор произведения для экранизации: Айтматову свойственна некоторая созерцательность, построение сюжета вроде бы безыскусное: так, мол, в жизни было. Произведение с более напряжённым или витиеватым сюжетом от такой экранизации много бы потеряло, но Урусевский выбирает то, что близко его мировидению
От души рекомендую фильм тем, кто сможет оценить мастерство всемирно признанного оператора.
8 из 10