«Сверхновая ли?»Ни одному фильму не хочется желать такой истории, которая произошла при создании фантастического триллера 1999 года под названием «Сверхновая». И ведь сначала все было нормально, нашли подходящий актерский состав, а за режиссуру отвечал Уолтер Хилл. Отснятый материал Хилла вызвал только негативные эмоции у боссов компании MGM, к чему привела смена режиссера (по слухам сам Уолтер Хилл отрекся от своего творения), пересъемка почти всей картины. Страшно даже не от того, что вторым режиссером стал Френсис Форд Коппола, пожалуй, решающим фактором стали финансы — бюджет с каждой минутой становился все больше и больше, дойти к финальному счету — 90 миллионов долларов. Результатом стал, как это не удивительно, громкий провал (и со стороны критиков и со стороны финансов, где сборы «Сверхновой» не смогли дойти до 1/3 общего бюджета). В чем же причина такого провала?
Будущее. Межзвездный корабль скорой помощи «Найтингейл» с шестью членами на борту, принимает сигнал бедствия от звездолета, находящегося в далекой звездной системе. Решившись на смелый, ответственный реактивный прыжок, начинаются проблемы с одним из членов экипажа. Чуть позже терпящий бедство челнок наконец-то присоединяется к «Найтингейлу». Из нескольких человек, которых ожидалось увидеть, появляется только один. Незнакомец уверен в себе, крайне силен и явно что-то затевает. Оказывается, он привез с собой таинственный артефакт, позволяющий любому стать иным. Во всех смыслах этого слова. Так, хозяева положения резко становятся незваными гостями, пустым, расходным материалом для путника. Для спасателей же есть только одна задача — выжить и узнать судьбу неизвестного артефакта.
Большой ошибкой было решение о пересъемке большинства моментов фильма. Для начала, хотелось бы увидеть тот самый черновой вариант Уолтера Хилла (что бы выяснить, кто виноват), затем решать судьбу проекта. Во время просмотра картины отчетливо видно внутреннее не понимание обоих режиссеров (еще бы, у каждого из них разное видение, каждый воспринимает все по своему) — вот зритель чувствует нарастающую атмосферу одного режиссера, потом же происходит резкий сброс для получения новой — уже другого. Проще говоря, оба режиссера вредят друг другу, превращая «Сверхновую» в непонятно что. Возможно, во избегании дискуссии, можно было доверить одному режиссеру снять стадию «триллер» (в основном, вторую половину), а второму — снять первую половину, где все спокойно. Но так как неизвестно, за что ответственен тот или иной режиссер, то лучше сказать о работе в целом — плохо. Забавно, как раз последние 30 минут, являющиеся триллером, вполне интересно смотреть. Сценарий Дэвида С. Уилсона тоже далеко не идеален, во многом схожий с неким темпом «Чужого» и «Сквозь горизонт». Темп не особо важен, здесь важным пунктом выступает содержание, однако фильм начинается не с разъяснений, без введения зрителя в курс дела, а сразу с действия. Другим интересным фактом тут выступает реактивный прыжок. Во многих фантастических лентах реактивный прыжок был вполне мирным процессом, где экипаж не получал увечий или повреждений. Здесь же, чья -то умная голова решила сделать новшество — реактивный прыжок для экипажа происходит без костюмов, то есть в чем мать родила. Этот факт тоже особенно не прибавляет отношения к сценарию. Вдобавок ко всему здесь напрочь отсутствует интрига, вставленный «неожиданный поворот» раскрывается за несколько секунд еще в начале. Говорить о персонажах особо не приходится — к ним не испытываешь абсолютно никаких эмоций (как и ко всему фильму), за них не переживаешь, все равно выживут они или умрут. Сценарий слишком однобокий, предсказуемый и неинтересный. Запредельно слабо. Операторская работа Ллойд Ахерна не вызывает никаких вопросов, все сделано по делу, картинка хорошо подобрана, несколько сцен, включая последние 30 минут, выводящие из стазиса, сделаны интересно. Не дурно поработали специалисты по спецэффектами — сам космос, космический корабль, артефакт — все это сделано хорошо. Музыка от композитора Дэвида С. Уильямса также является не плохой, иногда звучит не там, где нужно. Несколько композиций изредка попадают в точку, делая один момент чуть краше другого, не придавая особого значения при просмотре.
Актерский состав включает в себя Джеймса Спэйдера, Анджелу Бассетт, Робин Танни, Уилсона Круса, Лу Даймонда Филлипса, Роберт Форстер и Питер Фачинелли. Сразу можно выкинуть из этой корзины Форстера, ибо его героя, не смотря на грозное звание главного пилота, появляется он в двух сценах. Питер Фачинелли хорошо вошел в роль того самого «спасшегося», и большинство сцен с ним удались (включая последние 30, где начинается настоящая охота). Что же до более главных героев — Спэйда и Бассетт — то играют они вполне не плохо, вполне терпимо. Актерский состав хороший, вот только иногда проскакивает наигранность.
Итого:
Откровенно говоря, «Сверхновая» — один из самых мощных провалов студии MGM, где вина не только на стороне режиссера, но и их самих. Ожидав сенсационного успеха и не дав шанса Уолтеру Хиллу, парни из студии подписали себе смертный приговор, сделав еще хуже — снять один фильм двум режиссерам. От этого получился подобный раскол в виде непонимания. Если же MGM понравился данная вариация фильма, то тут сказать нечего — первоисточник Хилла вышел бы лучше. Однако что было на том самом первоисточнике мы уже никогда не узнаем, а ведь для сравнения можно было выпустить версию на DVD-носителях. Рекомендовать картину можно только единицам, так как проект явно не удался, а именно фанатам актерского состава или только из личного интереса. Остальные могут не тратить время.
Спасибо за внимание!