Долгий путь к дому…« — И дым отечества нам сладок и приятен…» (с)
Это разумеется не самый лучший фильм Андрона Кончаловского, но возможно один из самых попсовых и самых любимых. Ведь Андрон Сергеевич в основном снимает серьёзные, далёкие от развлечений и от приключенческой тематике фильмы. В его творчестве произошли сильные изменения лишь после того, как он эмигрировал в Америку и пытался покорить Голливуд. Именно тогда из его стана вышли такие жанровые хиты как «Поезд — Беглец» (в котором кстати, дебютировал ветеран треша Денни Трехо) и «Танго и Кэш» — в котором встретились звёзды экшен — картин 80-ых Курт Рассел и Сильвестр Сталлоне. К этим же развлекательным фильмам вполне можно отнести и рассматриваемую в данной рецензии экранизацию классической поэмы Гомера. Снимать этот фильм Кончаловского уговорил продюсер проекта — Френсис Форд Коппола, до этого он долго отказывался. Ведь история странствий царя Итаки проходит по классу школьной литературы, а автор «Сибириады» если и экранизирует классику, то только «взрослую» — Чехова («Дядя Ваня») или Тургенева («Дворянское Гнездо»). Но в итоге знаменитый советский режиссёр всё же взялся за перенос на экран великого творения Гомера. По словам самого Кончаловского, снимать «Одиссея» он согласился дабы отдохнуть от постоянных поисков «авторского» кино, и немного расслабится на берегу Эгейского моря. К тому же компания собралась превосходная: Арманд Ассанте, Эрик Робертс и девушки — актрисы Грета Скакки, Изабелла Росселлини и Ванесса Уильямс (странно, что от услуг Наоми Кемпбел и Сидни Кроуфорд он отказался — они планировались продюсерами на роли сладкоголосых Сирен). А если говорить серьёзно, то вряд ли Кончаловскому пришлось на съёмках расслабиться, и уж конечно вряд ли такая роскошь коснулась занятых в ведущих ролях исполнителей. Ведь по задумке постановщика, нужно было показать древнюю Грецию максимально реалистично. Потому многие детали быта, в особенности походная экипировка героя и его товарищей — сняты предельно натуралистично. При кажущимся камерном видении сюжета, автор смог создать в итоге цельное, эпическое произведение, богатое на философские размышления и лирические отступления кино…
Сюжет фильма более — менее подробно пересказывает основные перипетии «Одиссеи» Гомера. Правда Кончаловский позволил себе незначительные в общем то изменения. Так он исключил из повествования упомянутых выше Сирен (чарующее пение которых, герой слушал будучи привязанным к мачте, пока вся команда была с восковыми затычками в ушах), отца героя — одного из аргонавтов, старца Лаэрта. Так же, дабы иметь драматургическую завязку сюжета не вдаваясь в отвлекающие от него подробности, вроде ссоры Олимпийский Богов (Посейдон ополчился против Одиссея в веду того, что разругался с покровительствовавший ему сестрой Афиной), режиссёр ввёл в фильм сцену, которой не было в античной поэме. А именно то, как тщеславный Одиссей ссорится на берегу моря с Посейдоном, говоря ему, что помощь Богов человеку не нужна, он сам способен всего добиться. После чего морской Бог говорит герою, что тот больше никогда не увидит родную Итаку…
Эти изменения были незначительны на фоне всей постановки в целом, а потому не у кого особых нареканий не вызвали. Увлекательная манера повествования (ведущаяся от самого Одиссея, его голосом, с размышлениями относительно происходящих вещей), качественные визуальные эффекты (с уже к тому времени оккупировавшей кинематограф компьютерной графикой), прекрасные исполнители, великолепный саундтрек (написанный постоянным композитором Михалкова — Эдуардом Артемьевым) и прекрасная операторская работа (за камерой стоял Сергей Козлов, ранее снимавший «Сибириаду») — всё вместе сложилось в удивительный, завораживающий не смотря на кажущуюся простоту изложения и саму подачу материала фильм, который можно отнести к разным жанрам: от банального приключенческого, до героического фэнтази и даже драмы. Сразу виден шарм картины, и то, что над её созданием работал крупный мастер, настоящий профессионал своего дела. Касается это и подбора актёров на те или иные роли. Все исполнители подошли на свои роли просто идеально! А для Арманда Ассанте роль хитроумного греческого героя — вообще стала лучший в карьере. К тому же не так много у него было главных ролей в крупнобюджетных постановках (к слову, мини — сериал Кончаловского снятый на деньги «Hallmark», имел огромный, на тот момент рекордный бюджет в 45 миллионов $!). Прочие исполнители смогли создать весьма колоритные, запоминающиеся образа классических героев. Так из Греты Скакки получилась прелестная Пенелопа — мягкая, олицетворяющая собой домашний уют женщина, ждущая своего мужа почти два десятка лет. Алан Стенсон сыграл юного Телемака — сына и наследника Одиссея, подал этот образ как вспыльчивого, отчаявшегося в поисках родителя человека, готового подобно отцу взяться за оружие, дабы защитить свой мир. А шикарный и фактурный Эрик Робертс как всегда купается в отрицательном амплуа — ему досталась роль Эвримаха — одного из непрошенных женихов Пенелопы, сильно «загостившихся» в осиротевшим без хозяина доме. Богини Афина, Калипсо и Цирцея были воплощены на экране такими разными по типажам актрисами как Изабелла Росселлини, Ванесса Уильямс и Бернадетт Питерс. Эпизодического, но важного для определённых событий героя — Ахиллеса сыграл Джейсон Льюис. Прочие персонажи, вроде царя Менилая, Агамемнона и др. — так же получились запоминающимися. Колоритный образ создала и Джеральдин Чаплин, сыграв Эвриклею…
Несмотря на довольно сжатый график съёмок, и то, что созданию фильма мешала сама стихия — проливные дожди и холодные ветра (словно сами античные Боги мешали Кончаловскому завершить свою «Одиссею»), в результате которых исполнитель главной роли — Арманд Ассанте даже подхватил воспаление лёгких; картина была полностью закончена в срок, и в 1997 -ом, после широкой рекламы прошла премьерой по ТВ во многих странах мира, в том числе и в России (где мини — сериал поделили на 4 идущие по полчаса серии). Фильм собрал положительные отзывы критиков, удостоился нескольких престижных призов и двух номинаций на Золотой Глобус (за лучший фильм, и лучшую мужскую роль первого плана). Одно время «Одиссей» Кончаловского был довольно популярен, и даже породил на некоторое время моду на пышные приключенческие мини — сериалы по мотивам легенд и мифов Древней Греции (к примеру, в традициях новой экранизации «Одиссеи» был снят новый фильм о путешествии за Золотым Руном Ясона). Сегодня этот фильм является каноническим, и даже более знаменит чем предыдущие киноверсии поэмы. Наверное это был последний качественный, рассчитанный на широкого зрителя фильм именитого режиссёра (ибо от его блокбастера «Щелкунчик и Крысиный Король» волосы дыбом встают, и лучше его всуе не поминать, дабы не порочить как сказку Гофмана, так и репутацию Кончаловского)…
10 из 10