А странников участь — плыть к дому и брезговать тронами… Я знаю. Я был Одиссеем (с) О. ЛадыженскийВпечатления двоякие.
Удачно, пожалуй, выбраны самые кинематографичные из приключений Одиссея. Но вот сшиты в единое повествование они так, словно ребята плавали по всему Океану в районе недельки-двух. Только Телемах рос, как на дрожжах, остальные же совершенно не изменились, не постарели — и не только Одиссей, который, благодаря фокусам со временем у Цирцеи, и, возможно, у Каллипсо, и не должен был особенно постареть, но и Пенелопа, для которой прошло двадцать лет. Нет ощущения целой жизни, прошедшей мимо.
Отлично играют Скакки и Папас, жена и мать Одиссея, чудесный дуэт — и самый берущий за сердце момент, где невестка в отчаянии, беспомощным детским жестом расставляет руки, пытаясь не пустить свекровь, заменившую ей мать, в путь, откуда нет возврата… а вот про самого Ассанте я такого не могу сказать. Недоигрывает почти всегда, особенно не дается ему та самая хитрость. Благородная красота актера служит ему плохую службу, он словно бы всегда помнит, что в кадре он должен выглядеть хорошо. Одиссей ни разу не выглядит смешным, ни разу не теряет лицо, даже страдает он этак красиво. Герой. С проработкой мотивации тоже не все гладко. С чего он, вроде бы умный человек, точно знающий, что боги существуют, начал совершенно без повода оскорблять бога, который ему ничего дурного не сделал, причем именно Посейдона, по владениям которого на днях собирается плыть? И потом, эта зацикленность на «моем мире», который у него якобы кто-то хочет отнять. Да никто ничего подобного не хотел! Правильно спрашивал его Эвримах: «В чем наша вина?» — ну откуда женихам знать-то, что он жив, в самом деле?! По морали Древней Греции Одиссей в своем праве, но в XX веке финальный поступок Одиссея, так, как он представлен в фильме, выглядит совершенно иначе — циничным зверством.
Великолепна Каллипсо. Уильямс выглядит в этой роли действительно более, чем смертной женщиной, и дело не только в ее красоте, не только в ее огромных серебряных глазах, но также и в движениях, подчеркнутых причудливым одеянием, в каком-то внутреннем состоянии. На ее фоне просто ужасна Цирцея, которая выглядит и ведет себя как дешевая куртизанка не первой молодости, считающая, что тонна косметики на лице и ужимки капризной малолетки ее красят. Бедная Питерс, дали бы ей сыграть настоящую Цирцею, великую чародейку-полубогиню, а не эту идиотку.
Олимпийцы, кстати, средние. Гермес неплох лицом и поведением, но то, что он щеголяет в странных трусах под металл и сияет золотом, по-моему, крайне попсово. Афина дивно хороша только в одном моменте, в последнем своем появлении, а до этого не слишком впечатляет. Посейдон появляется только в виде волны-лица с вечной темой «Ты будешь страдать», что неплохо по задумке, но почему-то не цепляет по исполнению.
Женихи хороши, особенно Эвримах (с него, что ли, писали принца Белена Эдукана? Что лицо с торчащими ушами и толстым носом, но при этом привлекательное, что характер, честное слово). Гад, но умен и обаятелен. Спутники Одиссея тоже неплохи, их боевое братство вполне достоверно и без лишних соплей, но ярких личностей среди них нет.
Удивляет полное отсутствие в фильме отца Одиссея, Лаэрта, который, по Гомеру, вполне себе дождался сына. Но, впрочем, он мог бы снизить накал эмоций дуэта Пенелопы и Антиклеи, двух, в этой трактовке, осиротевших женщин, которым не на кого опереться.
Спецэффекты по большей части видно, что и устаревшие, и не самые дорогие. Хотя вот Харибда меня очень впечатлила и сейчас.
И не хватает еще фильму какой-то глубины, что ли. Рвался мужик к любимой жене, а что с другими тетками крутил, так это вынужденно, обе они его в плен взяли, она же стойко ждала и вообще ни-ни, любила-верила. Мы это все еще по Гомеру знаем. Нельзя ли было чего-то еще туда вложить? Богоборчество тут какое-то слишком ни к месту и непрописанное, а других крупных идей и нет.
В целом, весьма неплохой фильм, но мог бы быть и лучше.