Легенда, которая будет жить вечноКак известно, примерна половина всех древнегреческих литературных папирусов, найденных исследователями под толщей прошедших тысячелетий, принадлежит авторству легендарного поэта Гомера, который в своих трудах описывал невероятные приключения и исторические события, происходившие в Элладе задолго до наступления нашей эры. И хотя доподлинно неизвестно, где именно родился Гомер, как он жил и когда именно творил свои наиболее значимые произведения, несомненным остается тот факт, что его наследие обладает бесценными культурологическими особенностями, благодаря которым мы имеем хотя бы малейшее представление о том, что такое античность и почему когда-то ей не было равных. Делая особый упор на вмешательство божественного начала Олимпийских небожителей в обиход простого человека, поэт не переставал описывать в своих работах тонкости сложной дипломатии, в которой особая роль была отведена Зевсу, Аиду и другим властителям мира, обладающим неимоверной силой. Но при этом Гомер не переставал восхищаться такими героями из плоти и крови, как Одиссей и Ахиллес, тем самым демонстрируя, что человек также обладает особой волей, которая вполне может тягаться по амбициям с божественной. Раскрывая перед своими читателями невероятные события, тесно переплетающиеся с реально существующей историей, великий поэт создал целую мифологию, которая разлетелась во все уголки нашей планеты и нашла прямое отображение в литературе и кинематографе, которые из раза в раз отправляли свою аудиторию в античность, где чудес было в разы больше, чем сейчас, а герои сражались не на жизнь, а на смерть с самыми диковинными, опасными монстрами, с чьих клыков капал яд. Одной же из самых известных поэм Гомера справедливо считается «Одиссея», которая поведала нам о том, что порой путь домой может оказаться предательски неблизким, однако это не повод для того, чтобы отчаиваться и преклонять колени перед изменчивой судьбой.
Главный герой поэмы, величественный царь Итаки Одиссей прочно закрепился в мировой культуре и стал символом борьбы и веры, которые придавали ему сил даже тогда, когда казалось, что шансов на успех нету вообще. А так как Одиссей странствовал по миру довольно продолжительное время и встречал на своем пути немало Богов, чудовищ и прочих диковинных созданий, его история стала одной из лучших и вместе с тем перспективных для того, чтобы ее экранизировали. Кинематограф знает немало вариаций «Одиссеи», вышедших в разные годы, но это не остановило режиссера Андрея Кончаловского от того, чтобы обратить свой взор на наследие Гомера и с небольшими правками явить зрителям свою версию давних событий, в которых как и полагается античному эпосу найдется место целому пантеону героев и существ, повлиявших на ход древней истории. И чтобы показать на экране как можно больше увлекательного, насыщенного и яркого, Кончаловский и продюсеры решили выстроить «Одиссея» в формате телевизионного мини-сериала с достойным производственным бюджетом и великолепным актерским составом. С триумфом разбив стереотипы о том, что минующие большие экраны проекты разительно отличаются по качеству от полнометражных картин, создатели увлекли нас в небывалое приключение, которое удивляет, развлекает и поражает на протяжении всего внушительного хронометража и не несет в себе практически ничего лишнего, ведь «Одиссея» Гомера от первой и до последней строки заполнены чем-то интригующим, и у Кончаловского было предостаточно материала, чтобы история не стояла на месте и постоянно двигалась вперед, демонстрируя все новые и новые пределы чудес, с которыми совершенно не хочется прощаться.
События, происходящие перед нашими глазами, разворачиваются после того, как царю Итаки Одиссею (Арманд Ассанте) пришлось уйти из родного дома, оставив в своем дворце обворожительную жену Пенелопу (Грета Скакки) и совсем юного сына Телемаха (Алан Стенсон), чтобы отправиться вместе с греческой армией к берегам Трои, куда была вывезена Елена Прекрасная. Осадив величественный город со всех сторон, греки тем не менее не могли пробраться внутрь, так как стены твердыни были непреодолимыми и войскам захватчиков пришлось на целое десятилетие задержаться на чужбине, тщетно мечтая о том, чтобы конфликт как можно быстрее себя исчерпал. И когда отчаяние греков постепенно достигло своего пика, Одиссей решился на небывалую хитрость и все-таки сумел провести своих собратьев по оружию вглубь Трои, тем самым окончив войну, аналогов которой еще не было в истории. Однако самому властителю Итаки было не суждено попасть домой в кратчайший срок, ибо он почувствовал себя излишне самоуверенным и прогневил самого Посейдона, повелителя морей, который решил проучить зарвавшегося человека и отправить его в дальние странствия, по времени сравнимые со все той же Троянской войной. Полагаясь исключительно на себя и благоволящую ему богиню Афину, Одиссей раскрыл перед собой истинные опасности, обитающие в известном ему мире и даже отыскал дорогу в саму Преисподнюю лишь для того, чтобы приблизиться к возвращению в Итаку, где его до сих пор ждет любимая и повзрослевший сын. И пока Одиссей странствует по диковинным местам и пытается обойти проклятие мстительного Посейдона, Пенелопа вынуждено отбиваться от ухаживания чрезмерно настойчивых женихов, посчитавших, что Одиссей давным-давно сгинул, а Итаке не помешает новый царь при том, что у него уже есть претендент на престол в лице Телемаха.
Поясняя некоторые особенности своего проекта, Андрей Кончаловский рассказал, что изначально не планировал идти слово в слово за Гомером, так как данной вариации «Одиссеи» была необходима обширная творческая свобода. Таким образом режиссер привнес в повествование вполне обаятельные, и вместе с тем не рушащие канон поэмы правки, делая все необходимое, чтобы поклонники Гомера не были разочарованными имеющимися вольностями, и вместе с тем увидели на экране все, что ранее томилось на бумаге. Уделив достаточное внимание кульминации Троянской войны, которая продемонстрировала нам одну из самых известных тактических хитростей в истории военных противостояний, Кончаловский снижает градус эпичности и масштабных сражений, чтобы всецело сосредоточиться на странствиях Одиссея и вместе с тем показать, что происходит з время его отсутствия в Итаке. Обладая достаточным бюджетом, режиссер сумел поместить на экран гигантского Циклопа, остров наслаждений нимфы Калипсо и еще немало всевозможных удивительных вещей, которые ранее было просто невозможно показать на пленки с подобным лоском. Конечно, далеко не все спецэффекты ныне смотрятся так же свежо, как и ранее, однако Кончаловский выстроил повествование таким образом, чтобы зрители первым делом обращали внимание на Одиссея в исполнении статного Амана Ассанте, тогда как техническая составляющая служила лишь красочным, но все же дополнением к истории, которому не стоит уделять чрезмерно много внимания.
Таким образом, Кончаловский вполне грамотно воспользовался наследием Гомера, подкорректировав историю таким образом, чтобы в ней появилось чуть больше логики, а вопросов стало в разы меньше. И данная версия «Одиссеи» определенно хороша, ведь она взаправду раскрывает перед нами диковинные чудес, в которые веришь.
10 из 10