Новая квинтэссенция зла?Удивительно, но после стольких лет относительного забвения кинематографисты снова вспомнили про произведение Уильяма Питера Блэтти и одноимённую экранизацию. Мода на сиквелы странным образом захватила индустрию и умы режиссёров, и теперь старые франшизы, которые уже успели вроде бы кануть в лету, обретают вторую жизнь, спрыгивают с пыльных полок, чтобы сказать: 'А мы ещё можем дать жару!' Что ж, может оно и так, только продолжения популярных фильмов, когда-то прогремевших столь громко, что ажиотаж вокруг них не проходил на протяжении большого количества времени, получаются обычно в разы слабее оригинала.
Итак, что мы имеем. Старая история, которая вроде бы претендует на новую интерпретацию. И, если честно, этот фильм мог бы быть шикарной социальной драмой - благо, всё в нём для этого имеется. Но создатели решили: 'Почему бы не сделать сиквел? Пусть в нём появятся те, кого знают, но сперва пускай к этому подведёт завязка'. И, поехали. Понеслись даже. Завязка, с одной стороны, вроде бы логичная - подростки редко когда бывают послушными, и родители в том возрасте, в котором находятся главные героини - две школьные подруги - для молодняка не авторитет. Но давайте посмотрим на эту ситуацию с другой стороны. Они просто после уроков куда-то делись, и никто их не хватился. Только в конце дня родители начали бить тревогу. Отец одной из них так сильно переживает за свою дочь, что даже не удосужился позвонить ей после последнего урока. Раз не может забрать лично, потому что работает, хотя бы позвонил бы. Но, допустим, в его отношениях с дочерью всё строится на доверии. Что всё-таки странно, учитывая тот факт, что девочка - подросток, гормоны играют, фантазия хлещет через край, ребёнка контролировать бы надо. И, как обычно бывает в таких кинокартинах, никто не заметил, что девочки идут после школы явно не домой. И вот они где-то пропадают, случается нечто, и потом следует твист из разряда 'Кладбища домашних животных' Стивена Кинга.
И вот тут начинается полное непонимание сюжетных ходов. А что, собственно говоря, случилось с подругами? Ну зачем это знать - просто потом одна из девочек что-то скажет (обойдёмся без спойлеров), и все всё вроде как поймут. Но в какой момент то, что задумали девочки, пошло не так? Это в принципе не объясняется. Дальше - больше. На горизонте через схему 'знакомая знакомых' возникает постаревшая героиня самого первого 'Изгоняющего дьявола' Крис МакНил. Её мотивация не ясна - то ли она хочет искупить вину перед дочерью Риган, то ли с тех пор, как всем известный демон был изгнан из её дочки, она стала вдруг зависима от связанного с экзорцизмом адреналина. Она встречается лицом к лицу со злом, НО! С каким злом? В первом фильме был конкретный демон, а тут - кто-то вселился в девочек, а кто именно - неизвестно. Нам неожиданно дают понять, что находящаяся внутри подруг сущность прямо связана с Крис и Риган. Однако, опять же - это просто голый факт. Заявка на догадливость. А разъяснить это неужели нельзя?
Но перейдём к плюсам. Напряжённая атмосфера мастерски вплетена в повествование, она показывает, что на самом деле раздражение, гнев, стресс, негативные эмоции давно стали частью нашей повседневной жизни. Дьявольская сущность в картине - это метафора всех этих человеческих качеств. Далее. Концовка удивила своей беспощадностью и беспросветностью. И, пожалуй, это то, что нужно такому фильму. Актёрская игра на высоте. Связь с оригинальным фильмом Уильяма Фридкина 'Изгоняющий дьявола'.
И можно ли назвать данную картину новой квинтэссенцией зла в кинематографе? Думаю, всё-таки нет. Но лента определённо жуткая, местами даже сильно ужасающая. И главный ужас не в сути фильма, а в том, что тёмная сторона человеческой души может перевесить светлую. Да, фильм такой, какой он есть. Возможно, шикарным решением стало бы изгнание демона из девочек в присутствии Крис и Риган - хотя, наверное, это выглядело бы как фансервис. Тем не менее, фильм и плох, и хорош одновременно. И в этом его прелесть.
7 из 10