Астролябия в подарокПродюсер и режиссер замахнулись на очень важную, тяжелую, нужную тему, беспроигрышный вариант о геноциде еврейского народа во времена ВОВ. Как ни крути, а с такими козырями хайп и окупаемость обеспечены. Крутой режиссёр, популярные и востребованные актёры... И, казалось бы, что могло пойти не так? Да всё, господа, практически всё.
Есть в народе такая популярная шутка, что со каждым годом актеры в советских фильмах играют всё лучше и лучше, так вот точно так же обстоит дело и с фильмами про ВОВ.
«Батальоны просят огня», «В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину»… Эти и многие другие картины люди до сих пор любят и смотрят. А вот скажите честно, вы будете пересматривать когда-нибудь «Праведник»? И это я не про безмерно раздутый хронометраж фильма.
Теперь по содержанию. А создателей этого фильма точно нельзя привлечь по Статье 282 УК РФ? Почему почти все евреи представлены недееспособными нытиками, мямлям, рохлями и (уж простите) иногда полными идиотами? А вот это всё не оскверняет память таких людей как Исай Казинец, который возглавлял Минское подполье, был казнён фашистами и ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза? Шолома Зорина и его знаменитый партизанский отряд № 106? Старшего лейтенанта Полины Гельман - лётчицы бомбардировочной авиации? Про «короля танков» Исаака Зальцмана, наверное, в контексте киноверсии Урсуляка лучше не вспоминать?
Согласно сценария, за евреями по пятам гонятся фашисты, но евреям срочно надо молиться и трубить на весь лес в шофар. Астролябия для еврейского юноши во время смертельной опасности дороже жизни ребенка своего соплеменника. Согласно сценария, голодных и измученных людей Киселев в приказном порядке заставляет есть свиную тушенку. Отряд так «устает» в дороге, что находит время сыграть свадьбу по еврейским обычаям и обсудить обряд обрезания у жениха.
Я неспроста дважды написала «согласно сценария», потому что верю, что там так и было, но в фильме этого нет. Там есть кучка самодовольных людей, которых практически силой спасает кучка других людей и при этом ещё уговаривает, а они как бы делают одолжение. Вспомните мощный диалог рядовых Лопахина и Некрасова на привале («Они сражались за Родину»), от него до сих пор слезы на глазах наворачиваются. А что можно вспомнить из Праведника? Ужасающе переигрывающих актеров, которым ни разу не веришь? Нарочито подчеркнутую принадлежность к еврейскому народу? А другие народности в СССР и в Европе не пострадали от фашистских захватчиков?
Киселев. Абсолютно пустой персонаж, и это при богатейшей биографии реального человека. Это ещё надо было так постараться, чтобы настолько унизить и обезличить героя. По версии режиссера, Киселев просто некий Иванушка-дурачок, рандомно приставленный к евреям, чтобы периодически их спасать.
Хотя надо отдать должное, тут есть и гораздо более неприятные вещи. Например, Маковецкий. Рука-лицо. Больше добавить нечего. Фима из «Ликвидации» постарел и пошел в лес с партизанами, и я каждый раз ждала и боялась, что таки предложит Киселеву кредит от всем известного банка. Неблагодарное и нелогичное поведение престарелого Моше Таля, которое бросает нехорошую тень на весь еврейский народ, даже обсуждать не хочу.
И да, страшно уставшие после перехода люди выглядят иначе, а не так как представляет себе режиссер и гримеры. В фильме почему то многие сразу же забывают, что им грозит смертельная опасность. Странно, а вот у Элема Климова герои вели себя по другому, поэтому им сопереживали и верили. А как же достало клише с темой изнасилования, которое потом обязательно заканчивается если не свадьбой, то любовью до гроба.
Из положительных моментов это Евгений Ткачук, Марк Эдельштейн и саунд дизайнер.
2 из 10