Трагедия обыденностиНе люблю смотреть современные фильмы о войне. Не верю ни режессеру, ни актёрам в аккуратненьких новых гимнастёрках и шинелях. Последний стоящий реалистичный фильм о войне, по моему мнению - 'Они сражались за Родину'. Но Праведник меня поразил. Поразил обыденностью происходящей трагедии. Эта обыденность во всём: совмещение как бы документальности нахождения военнопленных под дождём, расстрел евреев в минском гетто, оставление пожилой уставшей женщины во время бегства от карателей и т.д. Война - это тяжелая неблагодарная работа и героями на войне становятся, как правило, те, кто даже не подозревает об этом. Потому что они просто делают свою работу. Таков в фильме Киселёв. Его герой перекликается с героем фильма А. Германа Локотковым 'Проверки на дорогах'. Это два 'бригадира' на длинной нескончаемой 'стройке'. И то, что Киселёв хотел увильнуть от выполнения поручения вначале, а потом взялся и довёл дело до конца, только подтверждает его 'бригадирско-прорабскую' сущность. Перейду к актёрам: Дитмар Кениг - по моему ему не дает покоя слава Кристофа Вальца в 'Бесславных ублюдках'. Получилась, по моему, не очень хорошая пародия. Александр Яценко - раскрылся совершенно неожиданно. Казалось бы, главная роль, но он совершенно не тянет на себя одеяло ни в одном эпизоде. Эта сдержанность и в игре и в озвучании делает его незаменимым, но здесь уже, как я думаю, мастерство режиссера, оператора и звукорежиссера. Все остальные актеры играли в силу своего таланта. Не считаю вправе рассуждать об их игре. Мне почему-то не показалась странной ассоциация 'Праведника' Урсуляка с 'Титаником' Камерона. Может быть схожесть приёма сопоставления прошлого с будущим? Какая красивая сказка у Камерона с великолепными декорациями и фантастическими съемками и какие серые и грязные кадры у Урсуляка. Но вот эта трагедия обыденности Урсуляка повлияла на меня на много сильнее, чем красота трагедии Камерона. Урсуляку хочется верить. В нашем кинематографе давно не было такой пронизывающей картины, особенно актуальной в сегодняшней ситуации.