Ни рыба, ни мясо.Посмотрела буквально вчера. Двоякое впечатление. В целом и идея отличная, хорошая, на мой взгляд игра актёров, но режиссура, местами сценарий, работа оператора, художника по костюмам - на троечку. Именно благодаря игре актеров фильм трогает местами до слез. Хорош как всегда Яценко. Честно говоря, ещё не видела фильма, где бы он был не хорош. Многим не понравился Маковецкий в роли второго плана, а мне наоборот и очень! И вообще зарисовки к их быту с шутками, забавным фразами придали колорит фильму. Думаю они там не лишние, только отражают другую сторону жизни людей, находящихся в смертельной опасности. Не обращайте внимание на Хабенского и Хаматову. Они в эпизодах. И играют пресно и шаблонно. Совершенно 'манекенная' Хаматова (хорошо, что её там мало, все портит своим мёртвым лицом).
Все же можно посмотреть, чтобы потом почитать об этом подвиге партизан и узнать кто такой Николай Киселев, ибо фильм даёт, на мой взгляд, несколько искаженную картину событий. Ненамеренно или нарочно?
Есть большие вопросы к сценарию. Перечитала материалы об этом событии, и нигде не сказано как в сценарии, что уходя партизаны прикрывались мирными жителями как на это намекает герой Добронравова. Да, понятно, что 300 беженцев обуза и опасность для партизан, поэтому их и вывели в тыл, но прикрываться? Совесть вообще у гражданина сценариста есть? Сейчас, когда уже наверняка нет в живых участников событий порочить чье-то имя низость просто. Лучше не договорить о чем-то, чем такое...
И это не все домыслы. Резанула ухо (и не раз) фраза: 'Пришли русские и все у нас отняли!' Почитайте воспоминания тех же прибалтов. Людей не устраивала власть советская. Это да! Но насчёт того, что людей лишили последнего куска хлеба на присоединённых территориях больная фантазия сценариста.
Ну, и по мелочам. Немецких евреев везут в Белоруссию? Очень сомнительно, так как немцы крайне рациональны и концлагеря в Германии существовали ещё в середине 30-х годов 20 века.
Мама учитель русского языка в 'еврейской школе'? Тоже странная история от начала до конца. Первый раз слышу о таких школах.
И очень сомнительно, чтобы раввин благословил брак с неевреем (а обрежут они его потом, серьёзно? ).
А эта супер-женщина Люба, которая моментально находит партизан как овчарка, а 'немцы-дураки' за ними весь фильм почему-то бегают и не могут найти.
А зачем немцы привезли её в гетто во время облавы? Помогать искать евреев? В гетто? Или у неё как у собаки на евреев нюх?
Сам фильм не даёт представления о том сколько и как долго шли люди, какой тяжёлый это был переход. Действительно создаётся впечатление, что несколько дней, а на самом деле 3(!!!) месяца. Это колонна из почти 300 человек-то! Шли в основном ночью, только на территориях, контролируемых партизанами, они могли идти днем. Режиссёр не обращает на этот немаловажный факт внимания вообще (фантастическая история про астролябию гораздо важнее, пол фильма на страдания старика по поводу её потери угрохали). Ни оператор, ни художник по костюмам не обратили внимание, что люди, которые 3 месяца блуждают по лесам как минимум выглядят, ходят и, в конце концов, одеты иначе.
Вообще есть ощущение, что фильм задумывался серьёзно, а потом 'что-то пошло не так' сняли по-быстрому не заморачиваясь особо и в прокат.
И вопрос к Фонду кино: 'Может хотя бы фильмы о войне подвергать цензуре? Это же фильмы о нашей истории! Тут надо бережно и со вниманием к деталям.'