Возвращение БременскихВ далёких семидесятых “Бременских” ругали за “пропаганду” западной музыки. В двухтысячные “Новых Бременских” ругали за перенос в реалии девяностых. Фильм Александра Абдулова разгромили даже сами авторы, причём за все подряд. Пришло время ругать фильм 2023-го года? Попробую.
Бременские музыканты не появились бы на свет без помощи трёх талантливых авторов. Это поэт Юрий Энтин, актёр Василий Ливанов и композитор Геннадий Гладков.
К сожалению, Гладков скончался незадолго до премьеры на 89 году жизни. Символично это или нет, решать вам. Двое других авторов здравствуют и по сей день, но что печально, не были приглашены в качестве консультантов или авторов сценария. Мне кажется, что это могло бы повлиять в лучшую сторону.
Сюжет.
Самая слабая часть фильма. В погоне за оригинальностью и расширением “вселенной” команда постановщиков придумала эдакий фанфик, мешающий все в кашу. Между тем, трио оригинальных авторов в своё время написало пьесу для театров. Называлась она, как ни странно, не “Бременские музыканты”, а “Трубадур и его друзья“ и писалась в том числе с целью предотвратить глупые чужие поделки “Бременских” на театральной сцене. А между тем, из пьесы можно было использовать диалоги, мелкие сюжетные ходы и даже... Нового персонажа. Да-да, Энтин, Ливанов и Гладков придумали Шута, написали для него прекрасную грустную песню (можно найти в интернете в исполнении Боярского) Шут комментировал сюжет, отпускал шутки, издевался над Королем, помогал главным героям и даже ломал четвертую стену по ходу действия, что было бы уместным приёмом для фильма. В номинальном виде персонаж присутствует в фильме Абдулова, но там он убог и уныл, как и сам фильм. Можно было бы использовать пьесу в качестве отправного пункта сценария, но...
Персонажи.
Всех героев постарались сделать не черно-белыми (плохой/хороший), а добавить противоречий. В результате имеем Трубадура с тюремным прошлым, капризную самовлюблённую Принцессу, которой не хочется симпатизировать, Глупого Короля, мающегося отцовскими обязанностями. С какими-то персонажами это работает, в других случаях смотрится натужно и безвкусно. В итоге не так ярко смотрится даже Бурунов с Ароновой - предлагаемые обстоятельства заставляют их выглядеть глупо. В результате больше везёт мелким персонажам, которые не отягощены бременем какой-нибудь неудачной сверхзадачи. Понравился, например, Маленький Стражник в исполнении Ильи Варанкина.
Животные.
Работа гримёров и аниматроников - отлично, игра животных - сносно, в личном рейтинге на первом месте Кошка, поскольку ей удалось сохранить большую часть мимики под гримом. Больше всех жалко Осла и Петуха - деревянные чучела, внутри которых изо всех сил пытаются отыгрывать голосом актёры. Если посмотреть концепт-арты, производство явно свернуло в процессе не туда. Масса изменений в дизайне, включая одежду. В итоге костюмы вышли грузными визуально и мешают пластике.
Визуальная часть.
Декорации, костюмы, пейзажи прекрасны, деньги в этом плане отработаны неплохо. Радуют отсылки к оригиналу наподобие красного костюма Трубадура или дизайн доспехов Стражников. При этом технологические новшества (например микрофоны и электрогитары) присутствуют в самом адекватном количестве, фильм не уходит в стимпанк или тому подобное. Картинка приятная.
Песни.
Одна из самых больших бед. Никто из актёров не силён в вокале - даже не в плане красоты голоса, достаточно вспомнить драматических артистов Боярского или Миронова. Голоса каста блёклые и нехаризматичные. Вялая аранжировка оригинальных песен и голоса, подтянутые автотюном не идут ни в какое сравнение с оригиналом, и в качестве самостоятельной единицы тоже выполнены бездарно. Дописанные новые песни и рэп-вставки за авторством Фадеева и режиссера не вписываются в общий стиль и не представляют художественной ценности. Самое смешное, что можно было бы обойтись без новых песен вовсе. Либо обратиться к третьему мультфильму, в котором при всей его критике, есть много хороших композиций с оригинальной музыкой Гладкова и попросить живого Энтина написать другой вариант текста. Например, в третьем мультфильме есть сцена, где животные учат сына Трубадура главной песне и по очереди поют куплеты, в конце каждого из которых рождается по одной строчке из Песни Друзей. Перепишите текст в этих куплетах на нужный по смыслу - и будет готова сцена сочинения “хита” в середине нового фильма. Но увы, Фадеев сочиняет нечто, не имеющее формы и запоминающейся мелодии. Даже с точки зрения здравого смысла песни используются глупо. С чего вдруг маленький Трубадур лет шести от роду вдруг начинает петь “Луч солнца”, лирическую серенаду? В мультфильме она оправданно рождается от невозможности воссоединиться с Принцессой, когда у Трубадура возникает сильное эмоциональное переживание, результатом которого является музыкальный номер. А что такого пережил шестилетний мальчик, чтобы петь на крыше подобную песню? Больше бы подошёл, например, весёлый “Марш-парад”.
И разумеется, присутствует стандартная болезнь - бытовое произношение. Трубадур и Принцесса по манере разговора словно только что вылезли из московского ночного клуба. Последний гвоздь программы - неудачные реплики. Зачастую это портит и впечатление от актёрской игры. Вымученное повторяющееся “Здрасте” из уст Трубадура, глупые шутки Короля про шкаф, “ребрендинг” от Принцессы и тому подобное.
После просмотра фильма у меня остались весьма смешанные чувства. Фильм можно посмотреть, но вы ничего не потеряете, если пропустите его. Я, несомненно, рад, что хорошие детские песни не забыты и продолжают звучать, побуждая ознакомиться с оригиналом. Что люди готовы снова и снова ходить в кинотеатры на, казалось бы, старый, никому не интересный в современных реалиях материал. И вроде бы детское кино стало стабильно появляться на экранах, не опускаясь по качеству до откровенно пошлых проявлений.
Помню интервью, в котором Юрия Энтина спросили, как он относится к новым фильмам, песням и спектаклям с его стихами, и он сказал (дословно) - “У меня правило, я разрешаю все. Если получится хорошо - и мне хорошо, а если получится плохо - мне тоже хорошо, потому что все будут говорить - оригинал был лучше!” А ещё Энтин неоднократно говорил, что у него есть мечта - возродить детскую песню. Только сейчас для этого нужно, чтобы какой-нибудь богатый олигарх понял, что на этом можно делать деньги. Наверное, кто-то наконец понял, что с детским кино можно провернуть то же самое. Делать деньги. Только вот делать это нужно, заручившись помощью талантливых и умных режиссёров, поэтов, сценаристов. И тогда мы увидим действительно достойное продолжение или римейк старых лент, а может быть и совершенно новое кино. И создатели будут заслуженно получать деньги, а зрители - смех и радость.
5 из 10