Белое зеркалоЦифровое царство наших дней, несмотря на всю свою техническую продвинутость, – это джунгли, которые диктуют собственные законы. А точнее, их отсутствие: возможность принимать другие обличия, писать и говорить, что угодно, травить абсолютно любого (бывшего супруга, бизнес-соперника или просто несимпатичного вам человека) и даже устраивать суицидальные игры – без страха наказания.
Высокий темп жизни, неимение лишнего времени на остановку и рефлексию – тоже среди черт, задаваемых информационным веком. Им вполне соответствует веб-сериал «Агентство 'Антитролль'», эпизоды которого длятся лишь 13-20 минут. Вечно куда-то спешащего зрителя словно не хотят задерживать, но это не значит, что проект не успевает давать ему подумать. Как раз напротив: пищи для размышлений здесь накапливается чуть ли не больше, чем в каком-либо полнометражном фильме на схожую тему.
«Агентство 'Антитролль'» – история не только про кибербуллинг. Это в целом про потерю человеком человечности. Реальных чувств, выраженных не с помощью эмодзи, способности создавать своими руками что-то материальное, рациональности и эмоциональной стабильности. В каждой серии мы видим героев с таким «диагнозом»: от одного из двух главных действующих лиц Севы, для которого посты являются своеобразным наркотиком, – до совсем второстепенных персонажей, например, программиста-хакера, экспериментирующего со «скорбиботом» над страничкой умершей жены Михаила Михайловича и не подозревающего о том, что это может как-то задеть вдовца.
Мне кажется, у данного сериала есть отдалённые пересечения с «Чёрным зеркалом». Конечно, именно в смысловом плане, формата и стиля это не касается: «Агентство 'Антитролль'» не антология и использует для раскрытия своей проблематики не научно-фантастические и остросатирические, а простые комедийные приёмы – с примесью незамысловатого детектива. Британский проект вряд ли посмотришь всей семьёй, российский – его более лёгкий и светлый антипод.
Но там, где с распростёртыми объятиями встречает смех, за углом поджидает и грустинка. Серьёзные изречения героев, отрезвляющие вас сразу после забавных и в чём-то абсурдных сцен, поражают своей меткостью и философичностью, заставляют вопрошать: куда наше общество себя загнало? Чем в итоге могут похвастаться зумеры перед октябрятами и комсомольцами?
С идеей всё более-менее понятно, но её подача вызывает у меня неоднозначные ощущения. Весь сериал строится на противопоставлении аналогового и цифрового миров и провозглашает победу первого над вторым (это подтверждает и финал), демонстрирует, что «реальная реальность» всегда будет лучше виртуальной. Между тем, честно говоря, жизнь вне «ЧизБуков», «ЧиирсБуков» и прочих «буков» в «Агентстве 'Антитролль'» выглядит настолько барочно и гиперболизированно, что она тоже не может претендовать на почётное звание действительности. Скорее, это ещё одна параллельная реальность, сказка. Герои ведут себя странно (отчасти потому, что почти все актёры либо недоигрывают, либо переигрывают), одеваются странно, общаются друг с другом странно и делают странные вещи. Особенно неловко – за маму Лилии Веру, которая, придя на собеседование, решает утолить жажду водой из-под крана в туалете и предлагает попробовать её своему будущему работодателю; не очень понимающая, Сева – это Всеволод, Арсений или Семён (как будто тут есть варианты). Такие примеры найдутся практически по каждому герою сериала. Даже сами кейсы, которые раскрывает агентство, уж слишком искусственные, смоделированные (гадкие комментарии и оскорбления… для устранения конкурента за место на факультете биоинженерии?). Из-за этой ирреальности в квадрате и возникает некое противоречие между тем, что мне пытаются донести, и тем, что я вижу на экране.
Возможно, чувство неорганичности, от которого не удаётся избавиться и при осознании того, что в сериале всё-таки присутствует юмористическая составляющая, усиливается нецелостностью сюжета – лоскутного, пробельного. Какие-то линии заявляются и, не получая продолжения, бесследно исчезают в следующих же эпизодах. Такое происходит как минимум дважды с появлением новых дел для Лилии и Севы: в конце 2-й (декан говорит о сайте, на котором публикуются фейки об институте) и 3-й (к ребятам обращается за помощью Анна Бутурлина, а что дальше, история умалчивает – выходит, ей посвятили 3.5 минуты экранного времени всего-навсего ради камео и исполнения песни) серий.
Так же пропадают и некоторые персонажи: друг Севы, члены семьи Лилии (папа, дедушка, бабушка).
Динамичность и формат сериала зачастую приводят к скомканности действия, и герои поступают нелогично, необоснованно для зрителя. Почему, к примеру, Сева в самом начале захотел оставить Лилию во френдзоне, если показано, что он сам же был инициатором знакомства – причём явно не просто дружеского? Этот их диалог с красным сигналом светофора появляется внезапно – ничто не предвещало.
Или как Лилия, которая прекрасно знает, что соцсетям нельзя слепо доверять, и ставит фейковую дату рождения на своей странице, могла купиться на статус «не женат» в профилях Глеба Хмурого – и ещё сильно удивиться его обману?
Подобная непоследовательность делает героев, и так страдающих от дефицита раскрытия и развития, более «плоскими». Хотя, безусловно, образы запоминаются – и по характеру, и по внешнему виду. Чего только стоят наряды Лилии!
Сюжетная специфика и компактность, описанные выше, вовсе не отменяют того факта, что сериал «Агентство 'Антитролль'» – самобытный проект с важным социальным посылом, очень привлекательный и визуально (по мизансценированию и колористике иногда напоминающий творчество Уэса Андерсона; с интересными операторскими решениями: наклонами камеры, её отъездом на сервировочной тележке, взаимодействием с отражающей поверхностью), и аудиально (атмосферный причудливый саундтрек). Но эта самобытность, по мне, местами уходит в крайность.
6 из 10