Если вы останетесь, я расскажу вам историю своей жизни.Сложно писать рецензию на этот фильм, слишком он яркий, насыщенный событиями и необычный. Неохота его расчленять на составные части и разбирать сюжет, все это не раз сделали до меня, поэтому я просто хочу немного поговорить с вами о режиссере и поделиться впечатлением от его работ.
Мое знакомство с Альмодоваром проходит в хронологическом разбросе —
«Возвращение»,
«Кожа, в которой я живу», теперь вот
«Все о моей матери». И чем больше я погружаюсь в этот сумасшедший мир, местами до слез трагичный, местами вызывающий улыбку, тем больше я в него влюбляюсь. Потому что, что суть есть наша жизнь? В ежедневном плане — комедия, шампанское, шутки, моменты счастья и любви, но если обхватить ее целиком, то видишь лишь глубокую трагедию — поломанные судьбы, расставания, тяжелые болезни, брошенные дети, и в конце концов смерть. И все это естественным образом сплетается в фильмах талантливого испанца. Его стиль воистину неподражаем, его герои — трансвеститы, проституки, наркоманы, геи и лесбиянки, беременные монашки могут быть совсем не похожи на нас, но их понимаешь, им сочувствуешь, они становятся близкими. Только представьте, что было бы, если бы в России сняли фильм по какому-либо сюжету Альмодовара — получился бы грязный и беспросветный трешак, после которого только в петлю лезть. Но в Мадриде и Барселоне жизнь течет по-другому, и так называемые «отбросы общества» становятся просто глубоко отчаявшимися и запутавшимися в себе людьми, которые вызывают сочувствие и симпатию, а не отвращение. Ни один по-настоящему счастливый и любимый человек не пойдет на панель, не станет тратить сотни тысяч на смену пола, гробя свое здоровье, не подсядет на иглу, не захочет сбежать в Сальвадор, чтобы его там наверняка убили. Даже
Лола, в лицо которой главная героиня бросает громкое
«Ты вообще не человек, ты чума», не кажется чудовищем, ее/его просто чертовски жаль, всем бы хотелось, чтобы этот человек прожил спокойную, может даже скучную по меркам некоторых жизнь, но чтобы он не умирал от спида, чтобы не узнал, что один его сын погиб под колесами машины, а другому достался его страшный диагноз. Но что-то видимо было сломано в нем с самого рождения. Хотя жизнь обывателя тоже не гарантирует абсолютное счастье, я вспоминаю отца героини
Пенелопы Крус, который не узнавал собственную семью — и сложно сказать, чей конец страшнее.
Еще одна отличительная черта альмодоваровского стиля — юмор. Шутки в его фильмах не кажутся пошлыми, хотя в них частенько фигурируют первичные половые признаки. Потому что они не надуманы, не высосаны из пальца — в любой тесной женской компании проскальзывают такие остроты. Вообще, я поражаюсь тому, как этот мужчина тонко разбирается в женщинах, ведь все его фильмы посвящены именно им — матерям, святым, грешницам, всем аспектам женской природы.
И, опять-таки в духе Альмодовара, в фильме все равно торжествует любовь и надежда. В новом Эстебане продолжают свою жизнь Лола и Роса, отчасти и тот, другой Эстебан, который писал рассказ
«Todo sobre mi madre» и подарил свое сердце другому человеку, этот ребенок, в конце концов, становится утешением для Мануэлы. И такой конец полноправно можно назвать счастливым, хотя на глазах и стоят слезы.
10 из 10