Праздник, который всегда с тобойФильм МОДЕРНИСТЫ – ловко скроенный ИНТЕРТЕКСТ, в котором исторические реалии переплетаются с большим количеством художественных метафор, цитат из литературы, отсылок к разным видам искусства и личным предпочтениям режиссёра.
Начнём с ИСТОРИЧЕСКИХ РЕАЛИЙ. В начале ХХ века, когда модернизм уже обрёл своих кумиров и свои шедевры в массе течений (импрессионизм, кубизм, фовизм, сюрреализм, дадаизм и пр.) произошёл отток большого количества европейских представителей мира искусства в США. Там их идеи, начиная с 1913 года, были живо подхвачены. Но в начале 1920-х годов из-за экономической нестабильности для американцев жизнь в Европе оказалась значительно дешевле: многие из них перебрались в Старый свет, образуя целые «колонии». Центром культурных баталий, как известно, стал Париж.
В салоне на улице Флёрюс, 27 у Гертруды Стайн собирались представители конкурирующих художественных программ и разных национальностей, в том числе, молодые англоязычные писатели, эмигрировавшие из США. Последних Стайн окрестила «потерянным поколением». И с лёгкой руки Хемингуя, взявшего эту метафору в качестве эпиграфа к роману «И восходит солнце», термин стал определением для группы писателей, выразивших в своих произведениях разочарование в достижениях цивилизации, пессимизм и утрату прежних идеалов (Э. Хемингуэй, Ф. С. Фицджеральд и др.).
Основная СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ фильма и посвящена жизни американских эмигрантов – художников, писателей, музыкантов – в Париже 1926 года. Тридцатитрёхлетний художник НИКОЛАС ХАРТ (Кит Кэррадайн) имеет много денежных долгов. Его живописные работы в течение шести лет висят в одной из картинных галерей, их никто не покупает, однако, остроумные графические скетчи художника постоянно печатают в газете, ими украшают стены модного кафе «Selavy». Будущее Харта зависит от того, как он выстроит взаимоотношения с тремя весьма активными и непредсказуемыми женщинами: Рейчел Стоун (Линда Фиорентино), Либби Валентайн (Женевьев Бюжо) и Натали де Вилль (Джеральдина Чаплин). Полудетективная история подделки им картин Сезанна и Модильяни ставит вопрос ребром. Жизнь в Париже становится невыносимой...
Одним из главных завсегдатаев кафе «Selavy» является ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ (Кевин Дж. О’Коннор). Роман «И восходит солнце» уже сделал его знаменитым. Эрнестом восхищаются посетители кафе. Его узнают простые читатели, к нему многие навязываются в друзья. Вечно пьяный писатель изрекает глубокомысленные ЦИТАТЫ. Все они служат отсылкой к его реальным произведениям, как к уже написанным к концу 1926 года, так и к тем, которые ещё будут изданы много позже.
Главное из них – книга ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА с ТОБОЙ (1964). Исследователи творчества Хемингуэя отмечают, что «для Эрнеста слова „ПАРИЖ“ и „СЧАСТЬЕ“ всегда были синонимами». Однажды он произнёс: «Если тебе ПОВЕЗЛО в МОЛОДОСТИ жить в Париже, то где бы ты ни очутился потом, ОН ОСТАЁТСЯ с тобой...». Именно этими словами заканчивается кинокартина МОДЕРНИСТЫ. Режиссёр Алан Рудольф деликатно намекает на то, что финал любовной истории в его фильме не самое важное событие.
Рудольф написал сценарии к большей части фильмов, где он был режиссёром. В сценарии МОДЕРНИСТОВ стержнем сюжета служит фигура Хемингуя, который обожал бокс, музыку, краткий стиль письма и первым использовал ПРИНЦИП АЙСБЕРГА для создания художественных текстов. Эти составляющие Рудольф не только взял за основу сюжета (боксерский бой Ника Харта с Берти Стоуном (Джон Лоун) – кульминация фильма), но и активно использовал на уровне кинематографического языка.
Все его герои говорят не много. Зато делают это метко и метафорично. Показателен один из мимолётных диалогов в салоне Гертруды Стайн:
- О, как всё грубо. Эти американцы невежды!
- Да. Они всё ещё покупают Пикассо. Кубизм дровосеков!
Модернисты всегда стремились к НОВИЗНЕ. Обилие разных течений позволяло им вести ревизию направления в период создания шедевров, а не после признания оных, как было в классическом искусстве. Эту борьбу мнений Рудольф удачно объективировал в диалогах о ЦЕНЕ и ЦЕННОСТИ создаваемых художниками картин. 'Шедевральный' подход к оцениванию произведений искусства уже серьёзно устарел, а коммерческий ещё только набирал обороты.
Меткая сатира в сочетании с тонкой лиричностью и филигранной фантазийностью – генеральная ФИШКА всего творчества Алана Рудольфа. И в данном фильме она проявлена максимально. Но, как главный герой МОДЕРНИСТОВ остался в тени признанных гениев начала ХХ века, так и фильм о них не вошел в число культовых. Примечательно, однако, что в 1989 году накануне вручения Оскар-статуэток кинокартина получила сразу три кинопремии «Независимый дух». Были отмечены Лучший сценарий, Лучшая операторская работа (Тоёмити Курита), Лучшая мужская роль второго плана (Джон Лоун).
Про МУЗЫКУ, использованную в фильме, можно написать отдельную рецензию. То, как искусно в нём поданы арии из опер «Риголетто», «Свадьба Фигаро», «Мадам Батерфляй; как американский музыкант и композитор Марк Айшем написал музыку (и получил за неё Премии Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса); как французский и американский музыкант Шарлели Кутюр исполнил роль тапёра в кафе «Selavy» – заслуживает пристального внимания.
По моему мнению, фильм МОДЕРНИСТЫ – шедевр. И к просмотру историками культуры, искусствоведами, киноманами обязателен.