Классика жанра из конца 80-х. Смотреть надоТе люди, которые стояли у руля создания классики мистического кино «Чернокнижник» в 1988-ом году заслуживают особого упоминания. Режиссёрское кресло занял Стив Майнер, который дебютировал в кинематографе с сиквела и триквела молодёжного трэша «Пятница 13-е». Потом был ещё один схожий по жанру фильм — «Дом» 1985-го года, проба Майнером себя в другом жанре, когда в 1986-ом году вышла мелодрама «Свой в доску». И вот возвращение в жанр хоррора с «Чернокнижником». Впоследствии Майнер снимает фэнтези-драму «Вечно молодой» (1992) с Мелом Гибсоном и у режиссёра она станет лучшей в карьере. Последовавшие картины, например, «Техасские рейнджеры» (2001) с неплохим актёрским составом, уже успеха Майнеру не принесли. Сценарий «Чернокнижника» написал Дэвид Туи, для которого он стал вторым фильмом в карьере, до этого он тоже работал на ниве молодёжных ужастиков, написав сценарий ко вторым «Зубастикам». Затем Туи станет всемирно известен за счёт лент «Беглец» с Харрисоном Фордом и Томми Ли Джонсом, «Водный мир» с Кевином Костнером, «Прибытие» с Чарли Шином, «Солдат Джейн» с Деми Мур. Но наибольший успех с коммерческой точки зрения Туи ждал с его историями про Риддика в исполнении Вина Дизеля.
Что же нам такого уготовили Стив Майнер и Дэвид Туи? А приготовили они нам фильм, как уже говорилось выше, в жанре мистике, с некой толикой фильма ужасов и фантастикой о перемещениях во времени. Здесь создатели «Чернокнижника» блестяще уловили веянии того времени, потому что такие сюжеты легко завлекали зрителей в кинотеатры (в случае с постсоветским зрителем — к лоткам с видеокассетами). Начало фильма показывает Бостон конца 17-го века. Там, пока ещё город не вырос до статуса мегаполиса, поймали страшного и сильного колдуна, который во услужении тёмным силам успел убить нескольких человек (а может и несколько десятков). Поимкой мерзавца занимался некто Редферн. Вскоре белобрысого и статного колдуна должны казнить, но внезапно налетевший вихрь унёс его куда-то. Смелый Редферн отправился за ним и оба они оказываются в Бостоне уже конца 20-го века. Неожиданная помощница Редферна, девушка по имени Кассандра, сразу же пострадавшая от злобных чар колдуна, и собственно сам Редферн постараются остановить грядущий апокалипсис. Всех ждут увлекательные и опасные приключения в этой битве не на жизнь, а на смерть.
Сейчас бы искушённый и прикормленный высококачественными и дорогущими спецэффектами и компьютерной графикой зритель лишь смог бы презрительно усмехнуться, наблюдая за перипетиями сюжета фильма «Чернокнижник». Но давайте будем помнить о том, что на улице стоял 1988-ой год, когда фильм вышел на экраны и по тем временам создатели спецэффектов проявили себя с высокой точки профессионализма. Знаете, даже сейчас при всей реалистичности в фильмах жанров фантастики и фэнтези лично для меня «Чернокнижник» почему-то смотрится более живым и нефальшивым. Да, есть огрехи при комбинированных съёмках, но высокие технологии плотно войдут в мир кинематографа нескольким позже. Учли создатели «Чернокнижника» и традиции фильмов ужасов. Не все кадры, конечно же, являются пугающими и к очередным страшилкам фильм вряд ли можно серьёзно относить, но атмосфера и те сцены, когда действительно кровь прямо-таки леденела — это было достигнуто превосходно. За что стоит похвалить оператора картины Дэвида Эггби, который начинал с классического «Бешеного Макса» Джорджа Миллера, а потом работал в таких фильмах как «Бриллиантовый полицейский» и «Евротур», ну и опять же снимал фильмы о Риддике. Плюс удачно постарался с музыкой великий и непревзойдённый Джерри Голдсмит, который в особых представлениях не нуждается.
Роль основного протагониста Редферна в «Чернокнижнике» сыграл Ричард Э. Грант. Я видел его затем в таких фильмах как «Гудзонский ястреб» (номинация на антипремию «Золотая малина» в категории «Худшая мужская роль второго плана») и в эпизодах «Дракулы» и «Эпохи невинности», но пока что утверждаю, что роль Редферна — лучшая в карьере актёра. Он превосходно смотрелся в образе охотника в шкурах и коже из 17-го века, одержимого мыслью по умерщвлению колдуна, затеявшего переменить мир вспять. Редферн был органичен и героичен, славный воин. Роль Кассандры сыграла Лори Сингер (знаете Брайана Сингера, постановщика «Людей Икс»? Это его двоюродная сестра). Честно говоря, она мне напоминала девушку схожую то ли на Патрицию Аркетт, то ли на Дэрил Ханну. Но это ничего страшного, потому что Сингер была хороша в своём исполнении и ничуть не потерялась, доведя свою роль из второстепенной в очень значимую и запоминающуюся. Но при всех этих похвалах Гранту и Сингер всё же примечателен и великолепен Джулиан Сэндс, игравший колдуна. От него даже холодок по спине пробегал, но от таких мужчин женщины голову теряют. Настоящий загадочный альфа-самец — вот каков здесь Джулиан Сэндс, который точно стал олицетворением этого хита 1988-го года.
Есть такое предположение, что подросшее и подрастающее поколения зрителей слыхом не слыхивали о существовании какого-то там мистического фильма ужасов «Чернокнижник», где главный злодей такое вытворяет, чтобы зелье для левитации приготовить, аж не по себе становится. Но именно такому зрителю я в первую очередь рекомендую прикоснуться к этой классике жанра, чтобы понимать какие же фильмы и как они были сняты, стояли у истоков современного жанра мистики про колдунов, воинов и прекрасных девушек. И даже женщины могут обратить внимание на «Чернокнижника», потому что тут есть такой опасный и этим привлекательный Джулиан Сэндс. Отличный фильм для своего времени!
8 из 10